Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Символика цвета в культуре

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шидловская Ольга Георгиевна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2019»  (апрель, 2019)
Количество просмотров статьи: 1909
Показать PDF версию Символика цвета в культуре

Шидловская Ольга Георгиевна
Магистрант ГГУ им. Ф. Скорины,
Беларусь, г. Гомель
E-mail: olyaolya7000@mail.ru

Научный руководитель: Новак Валентина Станиславовна
профессор
кафедры русской и мировой литературы
ГГу им. Ф.Скорины,
Беларусь, г. Гомель

Аннотация: Восприятие цвета в большей степени визуально, оно зависит от настроения, от ассоциаций, вызываемых тем или иным цветов, от «цветовой подготовленности». Основными функциями, которые цвета выполняют в культуре, являются коммуникативные (устанавливающие те или иные связи между элементами), символические (указывающие на предмет, явление, сущность) и выразительные (передающие и вызывающие эмоции).

Ключевые слова: цвет, цветовосприятие, символика цвета.

Цвет всегда играет важную роль в нашей жизни, но мы этого обычно не замечаем. У нас есть любимые цвета, которые говорят о нас больше, чем мы сами. Желая произвести нужное впечатление, мы можем использовать определенные цвета в одежде. В зависимости от того, какого состояния мы хотим добиться в определенном помещении, окрашиваем его в нужный цвет. При помощи цвета можно вылечить болезни и изменить настроение.

В процессе исторического развития системы искусственной визуальной информации, цветовое восприятие кардинально изменилось. Общественное сознание, одухотворяя процесс познания, обогащаясь новыми информационными средствами, не могло оставить без внимания феноменальные цветоразличительные способности человека. Цвет стал использоваться вначале в качестве простого коммуникативного средства, затем знака — символа, и, наконец, в качестве системы языкового характера.

Наше восприятие цвета в большей степени визуально, оно зависит от настроения, от ассоциаций, вызываемых тем или иным цветов, и, конечно, от «цветовой подготовленности».

Постоянное совершенствование нашего «цветопонимания» помогает во всей широте увидеть чудесный мир, каждый раз открывая в нем для себя новое и прекрасное.

Англичане, живущие тоже довольно скудной на яркие краски природной среде, придумали способ расцвечивать свою жизнь, привнося цветочные мотивы в интерьеры. Светлые шторы с крупными яркими букетами закрывают туман и мелкий дождик за окном, а диван с красными розами, напоминает ухоженный цветник. А шотландцы яркой клеткой своих юбок обозначают принадлежность к определенному роду, за каждым из которых с древности строго закреплены свои цвета.

Марокканский стиль — это буйство ярких красок: всевозможных оттенков красного (от терракотово — красного и малинового до лилово — красного и бордо). Самые невероятные сочетания красок в интерьере возможно в марокканском стиле: лиловое с зеленым и фиолетовым, синее с сиреневым и приглушенно оранжевым. И все это еще покрыто пестрым цветным узором. Этот край, рождающий поистине красочный карнавал, очень любил Матисс — непревзойденный художник солнечного цвета. На цветовое предпочтение жителей Западной Европы оказывает теология, которая полностью сосредоточилась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. В Священном писании многократно подчеркивается, что свет и цвет прекрасны именно потому, что их сотворил бог. Он же раз и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов. Главными цветами во все времена полагались белый, золотой, пурпурный и красный. Зеленый цвет считался более земным, а черный — наиболее отдаленным от бога, символом негативных понятий. Но нельзя считать, что европейская цветовая символика формировалась исключительно под влиянием теологии. Выдающиеся деятели культуры, философы, ученые и художники утверждали систему цветовой символики, свободную от религиозного мистического значения. Еще Аристотель белым обозначал воду и воздух, желтым огонь и солнце, черным — землю. Лишина всякой мистики система Леонардо да Винчи: белый — свет, желтый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь, черный — мрак.

Японская цветовая символика также тесно связана с религией и философией. Испытав влияние китайской философии, японская культура усвоила и китайский язык цветовых символов. Так, основные философские символы всего сущего «ян» и «инь» имеют те же цветовые обозначения: светлое (белое) и темное (черное). В японском искусстве «ян» и "инь«м имеют 2 лика — «саби» и «цуя», воплощающие в себе сдержанный колорит внутренней красоты и цветастую яркость красоты внешней.

Таким образом, чрезвычайно велика роль цвета в жизни каждого человека и социума в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике передачи информации и тд. В быту и профессиональной деятельности цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия и образуют условные системы. Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. Цветовое окружение здесь определяется географическим положением региона, а это, в свою очередь, формирует цветовые предпочтения людей.

Список использованной литературы

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. — СПБ., 2007. — 568 с. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2008.
  2. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. М., 2006.
  3. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов — на — Дону, «Феникс», 1999.
  4. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Серия «Учебники, Учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 288 с.