Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шумов Максим Владимирович
Старший преподаватель ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,
Россия, г. Омск
E-mail: mvshumov@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается тишина как средство звуковой выразительности, а также выделяются функции тишины в кино. Подробно на примерах рассматривается символика и образность тишины.
Ключевые слова: Средства звуковой выразительности, функции тишины, тишина, символика и образность тишины.
«Тишина — отсутствие каких-либо звуков, то есть акустических раздражителей органа слуха человека» [1, с. 115].
Ошибочно считать, что тишина — это полное отсутствие всех звуков в звукозрительной фразе. Авторами произведения сознательно отсекаются лишь самые главные звуки — те, отсутствие которых будет создавать сильнейшее эмоциональное воздействие на эпизод.
Тишина — это пространство, в котором не отсутствуют звуковые элементы, а наоборот присутствуют, но мы их по задумке автора не слышим. Именно поэтому, при просмотре фильма нам легко считать эмоциональный настрой эпизода. Тишиной в эпизоде режиссер как бы ставить тире между двумя кадрами для осмысления идеи истории. И вот задача этого «тире» не разрушить архитектоническое построение истории, а, наоборот, связать создавая зачастую более сильную эмоциональную атмосферу чем другие средства звуковой выразительности — речь, музыка, шумы.
Тишина, взаимодействуя со многими звуковыми элементами эпизода обладает многочисленными выразительными функциями.
Из всего ряда функций выделим три по мнению автора наиболее важные.
1. Атмосферность тишины;
2. Символика и образность тишины;
3. Субъективное восприятие окружающего мира.
В данной статье рассмотрим символику и образность тишины.
Хороший режиссер всегда мыслит символами и образами. Ему не обязательно показывать на экране смерть человека, чтобы сказать зрителю, что герой умер. Можно это сделать многими художественными средствами выразительности, в том числе и тишиной.
Так в фильме Андрея Тарковского «Сталкер» «Зона» практически не произносит звуков. Здесь не поют птицы, не стрекочут кузнечики, не слышно животных. Зона мертва. И этот образ смерти режиссер показывает зрителю с помощью тишины.
В фильме Валерия Тодоровского «Страна глухих» в последней сцене для героини Чулпан Хаматовой после сильного эмоционального потрясения мгновенно пропадают все звуки — она не слышит шумы выстрелов, крики ее подруги, сигналы милицейских машин — в ее голове лишь шум моря — образ обетованной «страны глухих», в которую она со своей подругой взявшись за руки убегают под финальный саундтрек фильма.
В фильме «Мы из будущего» в эпизоде, когда должна погибнуть санитарка Борман закрывает часы рукой, чтобы не видеть обратный отсчет до ее гибели и не слышать тиканье часов. В этот момент герой оказывается вне времени — нет выстрелов, взрывов, крика солдат — нет войны. Есть только страх, который тишина усиливает и нагнетает. Тишина — символ страха.
Образы и символы, создаваемые режиссером в фильме многогранны и уникальны. Образность тишины как средства помогают зрителю понять характер героев и главную мысль произведения. Включая тишину в историю режиссер как бы вызывает зрителя на бой провоцируя его и заставляя испытывать сильные эмоции.
Список литературы