Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
БЕРДИЕВА ЗУЛФИЯ САФАРОВНА
Преподаватель ТерГУ, Узбекистан
Одна из основных задач учителя — воспитать определённую культуру самостоятельной работы и, рационально направляя её, сформировать методику учащихся в развитии разнообразных речевых умений и при овладении языковым материалом.
Достижение целей обучения иностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся, и технологией обучения. Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Задача обучающей стороны — отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся.
Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащихся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своем темпе, чтобы прийти к нужному результату. Понимаемая таким образом самостоятельная работа предполагает внедрение ее отдельных форм в процессе обучения иностранному языку как при направляющем участии учителя, так и без него на протяжении всего курса изучения иностранного языка.
Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, может осуществляться в различных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Современные дидактики придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования.
Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка?
Во — первых, учащийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Осознание цели задания есть не что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельности в организации самостоятельной работы школьника.
Во — вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранным языке.
Во — третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как аудиозапись, учебный дидактический материал для парной работы. При этом они смогут оптимальным образом пользоваться усваиваемым материалом в определенных, задаваемых иллюстрированным и озвученным пособием ситуациях.
В — четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы.
В — пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, прежде всего определить подходящее место для них: в классе, дома или в лингафонном кабинете.
Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа, естественно, принимает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечено и подготовлена под руководством учителя в классе.
Особо стоит вопрос о времени, которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы ее результаты были ощутимы. Была сделана попытка определить это время дедуктивно и путем наблюдения за работой школьников разных классов, а также на основе анализа домашних заданий. В результате было выяснено, что общее время работы учащихся над иностранным языкам должно выражаться примерно 3 — 3,5 часами в неделю, охватывая работу под руководством учителя и различные формы самостоятельной работы на всем протяжении курса изучения иностранного языка в средней школе. Естественно, что при уменьшении количества недельных часов и, следовательно, работы в сотрудничестве с учителем должно повышаться время, отводимое на самостоятельную работу. В противном случае сокращается практика в языке, что неизбежно ведет к потере приобретенных навыков и к разрушению умений. Органичное включение самостоятельной деятельности учащихся — непременно условие достижения практических целей в овладении иностранным языком даже на уровне элементарной коммуникативной компетенции.
Приобщение обучаемых к систематической самостоятельной работе — одна из насущных воспитательных задач учителя иностранного языка. Она связана с воспитанием бережного отношения к использованию свободного времени школьниками, самодисциплины и самоорганизованности. Учителю следует терпеливо и настойчиво показывать преимущество систематической самостоятельной работы в изучении иностранного языка.
Таким образом, для организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку требуется: осознание ими цели заданий, знание процедуры выполнения их, умение пользоваться средствами обучения, умение применять опоры и создавать их при подготовке задания, учет соответствующих дидактических условий.
Литература: