Евразийский
научный
журнал

Самообразование как средство развития потенциала современного учителя. Основные формы и используемые ресурсы самообразования.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жушман Дмитрий Викторович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 2999
Показать PDF версию Самообразование как средство развития потенциала современного учителя. Основные формы и используемые ресурсы самообразования.
Самообразование как средство развития потенциала современного учителя. Основные формы и используемые ресурсы самообразования.  

Д.В.  Жушман

преподаватель физической культуры

 

Самообразование, мотивы, этапы, достижения. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что это уровень должен постоянно расти, и в этом случае, на мой взгляд, эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование педагога. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога в условиях высокой информатизации общества. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.д..Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом об окончании ВУЗа. Эта  способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Самообразование, мотивы, этапы, достижения. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что это уровень должен постоянно расти, и в этом случае, на мой взгляд, эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование педагога. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога в условиях высокой информатизации общества.

Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.д..Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом об окончании ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: ежедневная работа с информацией; желание творчества; стремительный рост современной науки; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес. Учиться просто и интересно.

Источники самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, используя эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? Это: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; дистанционные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты (в отпуске, командировке); курсы повышения квалификации; путешествия.

Формы самообразования. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. В школе, где я работал существует ШКОЛА СТАНОВЛЕНИЯ для молодых специалистов и ШКОЛА МАСТЕРСТВА для учителей со стажем, где учителя делятся опытом соей работы.

Составляющие процесса самообразования учителя. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; систематически интересоваться современной экономической , политической и культурной жизнью города, региона и страны; повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

На основании вышеперечисленного, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? Это повышение качества преподавания предмета, изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, конспекты апробированных уроков по новым формам и методам обучения, доклады, выступления, участие в тренингах, педсоветах, семинарах, конференциях и мастер-классах.

Самообразование и информационно-компьютерные технологии. Рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда школьные учителя имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у учителя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернету. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно-компьютерных технологий.

Каковы новые возможности? Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения. Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при использовании компьютера и Интернета?

  • разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде;
  • комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
  • разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
  • разработка пакета олимпиадного материла для подготовки обучающихся;
  • разработки занятий кружков.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете, что позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги смогут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

.