Евразийский
научный
журнал

Самообразование как процесс культурного просвещенного

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 522
Показать PDF версию Самообразование как процесс культурного просвещенного

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое «собирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Уже в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. [1]

Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и и народные чтения.

Основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование, это и является одной из проблем самообразования.

Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым для человека видом деятельности и т.д.). Самообразование дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового. [2]

Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

В умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А большая советская энциклопедия подтвердила, что этот факт является общероссийским.

Самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества.

Еще с ранних лет человек сам того не осознавая получает самообразование, ребенок познает мир путем проб и ошибок.

Самообразование необходимо всем тем индивидам, которые стремятся повысить не только свою квалификацию, но и расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный уровень , и в конце- концов усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Самообразование длительный процесс, который может протекать до самой старости, с каждым днем информация обновляется и для того что бы не отставать от общественного развития люди вынуждены пополнять и обновлять свои «багажи знаний». Человек самообразовывается из разных источников, таких как: средства массовой информации, учебная литература, семинары, курсы, тренинги, также сюда еще можно отнести и личный опыт индивида.

Литература:

  1. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс. 2011. № 6. С. 88-92.Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 С.32-42.
  2. Рубан А.В., Хазова С.А Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183) С.74-80.