Евразийский
научный
журнал

Роль обучения письменной речи иностранного языка на старшем этапе общеобразовательной школы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кошмар Екатерина Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 950
Показать PDF версию Роль обучения письменной речи иностранного языка на старшем этапе общеобразовательной школы

Кошмар Екатерина Анатольевна
Студент ГГУ им. Ф. Скорины
Г. Гомель
E-mail: Katerinakoshmar@gmail.com

Научный руководитель: Сажина Елена Владимировна
кандидат филологических наук,
декан ф-та иностранных языков
Республика Беларусь, г. Гомель

В первую очередь хочется отметить, что письменная речь является сложным, многогранным видом речевой деятельности, так как учащемуся необходимо наиболее полно последовательно и понятно изложить сведения, факты, передать содержание текста. На старшем этапе обучения на основании стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания [1, c. 96]. Мы можем заметить, что в сочинениях учащихся старших классов совершенствуется самостоятельность рассуждений, увеличение количества тем и их языковая и смысловая насыщенность. В целом речь старшеклассника становится более литературной, точной и богатой [2, c. 102].

В 10-11 классах обучение иностранному языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения, а также в учебной, социально-бытовой, культурной сферах коммуникативного взаимодействия.

В соответствии с тем, что ведущим видом деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, обучение иностранному языку на этой ступени должно быть профессионально-ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений, например, реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения, считает И. А. Зимняя [3, с. 87].

Следует отметить, что процесс обучения письменной речи имеет расхождения между графическим и смысловым способами выражения мысли. То есть в процессе составления высказывания ученики имеют проблемы с орфографической частью, так как их внимание переключается на смысловую сторону высказывания. Для качественного обучения письму на иностранном языке необходимо научить учащихся владеть всеми формами коммуникативной письменной речи, такими как: учебный конспект, тезисы, изложение, реферирование.

Также отведение важной роли обучения письменной речи позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и др.

Как считает Н. Ю. Вторушина, в последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку [4, с. 131].

Таким образом, основным приемом обучения письменной речи является обучение учеников именно самостоятельной формы работы с материалом в виде рефератов и аннотаций. Это позволяет учащимся не только выразить свою точку зрения, то также самостоятельная письменная работа развивает умения подбирать нужный словарный состав, сжатие информации, а также развитие мышления, что является неотъемлемой частью в овладении учащимися письменной речью.

Список литературы

  1. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку / И.М. Берман. — М.: 1970. — 231 с.
  2. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. / Н.И. Жинкин. — М.: Академия педагогических наук, 1958, — 371 с.
  3. Зимняя, И.А. Психология обучения письменной речи. / И.А. Зимняя // Вопросы психологии № 3. / И.А. Зимняя, 1986. — 87 с.
  4. Вторушина, Н. Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку. / Н.Ю. Вторушина // Альманах современной науки и образования.