Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томашук Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1674
Показать PDF версию РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Томашук Наталья Владимировна
старший преподаватель
кафедры теории и практики английского языка,
ГГУ имени Ф.Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь

Современные специалисты вторят друг другу в том, что качество выполнения и результат деятельности зависят от побуждения и потребностей человека, то есть от его мотивации. Именно мотивация порождает нашу целенаправленную активность, которая определяет выбор средств и приёмов для достижения желанных целей. Осязаемый, реальный успех поддерживает наш огонь мотивации, а если успеха нет, то постепенно и мотивация угасает, что отрицательно сказывается на результатах деятельности.

Исследования показали снижение мотивации в изучении иностранного языка от класса к классу [1]. Многие желают овладеть иностранным языком, быть готовыми успешно осуществить коммуникацию непосредственно на нём, слушать и понимать на слух песни на иностранном языке, читать и понимать в оригинале книги, а также актуальную специализированную литературу, хотят писать тексты песен собственного сочинения, рассказы, делать мультиязычные публикации в инстаграме и прочих социальных сетях. Однако когда в процессе изучения иностранного языка наступает период накопления необходимого «строительного материала», отношение учащихся в той или иной степени меняется, многие разочаровываются и отказываются продолжать двигаться к цели. Этот период предполагает преодоление различных трудностей, что отодвигает достижение заманчивых целей. Мотивация учащихся может исчезнуть уже на начальных этапах. Как правило, студенты впоследствии сожалеют об упущенном времени, возникает недовольство не только собой, но и постановкой учебного процесса. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с овладением иностранным языком. Понимая мотивацию как важнейшую составляющую процесса овладения иностранным языком, следует иметь в виду, что мотивация — это система побуждающих импульсов, которая направляет учебную деятельность на более глубокое изучение иностранного языка и его постепенное совершенствование.

Возникает закономерный вопрос: является ли неизбежным спад мотивации? К счастью, опыт лучших педагогов опровергает это. Учащиеся ощущают свой прогресс, испытывают удовольствие. Именно поэтому поддерживается высокая мотивация на протяжении всего периода учения. Однако для достижения этого педагог должен знать и понимать мотивы и цели учащихся. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на мотивацию, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность. Он может с помощью своего «горящего сердца» подтолкнуть учащихся проявить инициативу, направить, указать верный путь. У педагога это тем лучше получается, чем больше он знает учащихся, чем в большей мере ему удаётся встать на место своего ученика. Также педагог может использовать мотивирующие изречения известных людей, такие как «Nothing is impossible, the word itself says ’I’m possible’!» Одри Хепберн, «Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях» Генри Форда, «Цель не всегда должна быть достижима, часто она служит лишь тем, к чему можно стремиться» Брюса Ли, «За свою карьеру я пропустил более 9 тыс. мячей. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать решающий бросок — и я промахивался. Всю свою жизнь я терпел поражение — снова, и снова, и снова. И именно поэтому я добился успеха» Майкла Джордана, «Делай. Или не делай. Не надо пытаться», — магистр Йода.

Современным школьникам может быть неочевидна необходимость изучения иностранного языка ввиду уровня широкодоступных технических средств, таких как онлайн-переводчики, автогенерация субтитров YouTube, распознавание и синтезирование речи. Новейшими технологиями можно быстро и достаточно качественно перевести как письменную речь, так и устную.

Как следствие, возникли вопросы: Как сделать урок английского языка интересным, нескучным, как сформировать положительную мотивацию к обучению, как привить любовь к учёбе? Как говорил американский оратор-мотиватор Дейл Карнеги, существует только один способ заставить человека что-то сделать: это говорить с ним о том, что является предметом его желаний, и показать ему, как можно этого достичь. Нет необходимости заставлять, принуждать учеников, но следует помочь им захотеть. В этом заключается мудрость хорошего педагога.

Если учитель будет знать весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, их резервы, тогда можно будет создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком на протяжении всего учебного процесса.

Какие существуют виды мотивации, способные вызвать интерес в процессе обучения, будет рассмотрено ниже. Изучая характер побудительных сил, было установлено многообразие мотивационной сферы человека.

Во-первых, на неё могут повлиять социальные мотивы, которые составляют внешнюю мотивацию. Во-вторых, — характер деятельности как таковой, что называется внутренней мотивацией.

Внешняя мотивация достаточно сильно стимулирует к достижению конечного результата учения. Важно построить учебный процесс так, чтобы учащиеся ощущали приближение к поставленной цели. Внешняя широкая социальная мотивация определяется социальными мотивами, потребностями общества. Такая мотивация является средством, которое позволяет сделать людям полезное и доброе. Внешней узколичной мотивацией может быть желание самоутвердиться или достичь личного благополучия.

Внешняя мотивация может быть как положительной, так и отрицательной. Например, «Я хочу работать в посольстве, потому что это престижно» и «Я не люблю этот иностранный язык, но должна быть конкурентоспособной».

Внешняя и внутренняя мотивации смыкаются и подкрепляются друг другом, где внешняя мотивация выполняет «стратегическую» роль, задавая точный курс, а внутренняя мотивация — «тактическую» роль, «подогреваясь» самим процессом овладения иностранным языком [2, с. 7-8]. Учебный процесс необходимо выстраивать таким образом, чтобы учащиеся на каждом занятии испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для предмета иностранный язык. Причём усилия учителя в большей степени должны быть направлены на развитие внутренней мотивации, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Когда сама деятельность побуждает студента заниматься, когда ему нравиться узнавать новое, воспринимать иностранную речь на слух, говорить, читать, тогда можно смело утверждать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения конкретных целей.

Как в психологии, так и в методике обучения предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание вопросам повышения, сохранения и развития интереса к предмету. Подчёркивая сложность и многогранность вопроса, специалисты предлагают различные подходы к решению этой проблемы.

Таким образом, педагог должен всячески способствовать тому, чтобы мотивация развивалась и не потухала на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Конечно, это довольно сложная задача, ведь для этого педагогу нужно знать предпочтения, вкусы и интересы своих учащихся, знать, с какой стороны подойти и как «подогреть» мотивацию. В таких случаях на помощь учителю могут прийти средства повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Литература

  1. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.