Евразийский
научный
журнал

Роль фракталов в изучении искусства макома

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Каримова Махфуза
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №8 2019»  (август, 2019)
Количество просмотров статьи: 422
Показать PDF версию Роль фракталов в изучении искусства макома

М.В.Каримова,
и.о.доцент Государственной консерватории Узбекистана
E-mail: musman1977@mail.ru

M.V. Karimova,
Acting associate of the State Conservatory of Uzbekistan
E-mail: musman1977@mail.ru

Резюме: В статье анализируется роль и значения фракталов в искусстве макома. А так же особенности исследовать их с помощью свойств фракталов.

Ключевые слова: маком, шашмаком, фрактал, искусства, бесценное духовное наследие народа, нематериальное культурное наследия человечества ЮНЕСКО музыкально-циклический жанр.

THE ROLE OF FRACTALS IN STUDYING THE ART OF MAKOM

RESUME: The article analyzes the role and values of fractals in the art of maqom. As well as features to explore them with the properties of fractals.

Key words: makom, shashmak, fractal, arts, invaluable spiritual heritage of the people, UNESCO intangible cultural heritage of mankind music-cyclical genre.

Искусство макома насчитывает много веков. Маком является совершенным, отличающимся особым колоритом, устным профессиональным музыкальным жанром, созданным средневековыми мастерами музыки. Постановление Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства макома» от 17 ноября 2017 года стало важной вехой в истории этого искусства.[1].

Маком — это голос народа, идущий из глубины веков. К сожалению, в последние годы немного угас интерес к этому неповторимому виду искусства. Постановление Президента нашей страны о развитии искусства макома воодушевило общественность. Глава нашего государства на встрече с представителями творческой интеллигенции Узбекистана отмечал, что мы должны работать над широкой популяризацией уникального наследия народа — макома не только в нашей стране, но и во всем мире, организацией международных конкурсов макома. В настоящее время проводится работа над записью макома в стерео формате. Раньше макомы записывали в моно формате, в результате при прослушивании звуки различных инструментов создавали шумовой эффект. А теперь мы записываем макомы с использованием самой современной звукозаписывающей техники. В результате и под влиянием этих новых обстоятельств мы начали смотреть на макомы под новым ракурсом и исследовать их с помощью свойств фракталов. [2]. При этом звук каждого инструмента звучит отдельно. Наша цель — разъяснение макома молодежи, внедрение его в сознание народа, через понимания фракталов.

Маком играет важную роль в жизни человека. В музыкальной культуре народов Востока бережно сохраняются как живые духовные жемчужины, развиваются различные виды макома в виде фракталов. Разные народы именуют их по-разному. Можно встретить арабские макомы, азербайджанские мугомы, уйгурские мукомы, иранские дастгохи, магрибские нубы, турецкие ваирок макамы. Дли изучения их сущности необходимо воспользоваться всеми возможностями фракталогии в науке. Узбекские макомы по-своему уникальны. К примеру, если согласно законов фракталов сравнивать макомы разных народов с тканями, то макомы других народов напоминают однотонные, а узбекский маком — разноцветные и разнообразные ткани. Мастера шлифовали их в течение долгого времени и довели до совершенства. Основная задача заключается в том, чтобы с помощи фракталов их дальше развивать и доведение до будущих поколений.

Примечательно, что с древнейших времён макомы давали возможность слушателям не только наслаждаться музыкой, но и позволяли устраивать своего рода состязания виртуозов пения, особенно в исполнении ауджей, в сочинении новых частей в том или ином макоме. Этим и объясняется происхождение названий некоторых частей макомов, согласно свойствам фракталов, основанных на именах их сочинителей.

Маком — это бесценное духовное наследие нашего народа. Оно прошло долгий путь развития, в его эволюцию внесли вклад многие артисты и композиторы. Мелодии макома передают самые глубокие переживания человека. Для полного понимания макома требуется определенная подготовка их понимать с помощи фракталов. Человек с детских лет должен быть близок к музыке, вложить в нее свою душу. Необходимо знать староузбекскую письменность, арабский и персидский языки. В целом маком — это особое искусство, отдельная культура.

Шашмаком (от фарси — шесть макомов) — ведущий музыкально-циклический жанр музыкального наследия узбекского и таджикского народов; включающий в себя разнообразные по мелосу, форме, усулу (ритмоформуле) и исполнительству цикл сложных и совершенных инструментальных и вокальных произведений. Макомат — феномен духовной культуры народов Центральной Азии, его художественное и историческое значение выходит далеко за рамки своего региона, оказывая влияние на мировой музыкальный процесс.

Шашмаком сформировался в ХVIII веке на основе макомной системы 12 макомов (Дувоздах маком) и музыкальных традиций Бухары — древнейшего культурного центра Центральной Азии. Шашмаком — это целый цикл, согласно законам фракталогии, состоит из шести макомов — Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок; каждое из них подразделяется на два крупных раздела — инструментальный (Мушкилот) и вокальный (Наср), составляющих циклы из более 250 инструментальных и вокальных произведений. Шашмаком сформировался в городской среде и носителями традиций были ведущие музыканты и певцы; исполнение вокальных частей на узбекском и таджикском языках (поэтическими текстами служили стихи классиков восточной поэзии — Рудаки, Джами, Лутфи, Навои, Бабур, Хафиз, Физули, Амири, Нодира, Зебуннисо, Агахи и др. любовно-лирической, философской, дидактической, религиозной тематики: а также народная поэзия). Ведущим музыкальным инструментом был танбур.

Согласно историческим фактам, в начале ХХ века в Узбекистане не было ни единого специалиста в области нотного исследования макомов.[3] По этому у нас до сих пор нет никаких представлений о живом исполнении макомов тех эпох. Исследование макомов с помощью фракталов не противоречит устоям и традициям макомов[4, 5]. Целю таких исследований должны быть как раз освещение тысячелетней истории развития и формирования макомов [6]. Это даст нам прояснения многих противоречий существующих до сих пор по изучению макомов [7].

На основе настройки танбура и складывалась ладовая основа (строй мелодии) макомов. Инструментальный раздел каждого макома включал произведения — «Тасниф», «Тарджи», «Гардун», «Мухаммас» и «Сакил», исполняемых сольно или инструментальным ансамблем. При этом каждая часть отличалась своими напевами, характером мелодий, структурой и усулями ударного инструмента — доирой. Вокальные части наиболее сложные и совершенные по структуре, мелосу и форме; они подразделяются на два цикла — шуъбе: первая включает «Сарахбор», «Талкин», «Наср» и «Уфар», исполняемая ведущим певцом-хафизом (мелодии их более развитие, широко диапазонные, сложной формы). Между основными частями пелись «Тарона» вокальным ансамблем, как связующее звено (небольшие вокальные произведения со своими напевами, характером и формой). Вторая группа шуъбе включает пятичастные циклы «Могульча» и «Савт» (кроме макома «Ирок»). Наряду с основными частями в состав каждого макома включаются и дополнительные произведения — в инструметальный (нагма, пешрав, самои, хафиф) и в вокальный (уззол, ушшок, баёт, чоргох, насрулло, ораз, хусайни, наврузи сабо, хоро и аджам), создателями которых были бастакоры (творцы устной музыкальной традиции). Благодаря, фракталов в макоме, Шашмаком сформировался, сохранялся, осваивался, передавался из поколения в поколение изустным путем по традиции «устоз-шогирд» (мастер-ученик).

В период ХVIII-начала ХХ веков Шашмаком был ведущим жанром придворной и городской музыкальной культуры (Бухара, Самарканд и др.). Традиции Шашмакома осваивались в начале ХХ века в «Бухарской восточной школе» (1920) и в Институте народной музыки и хореографии (Инмузхоруз) в Самарканде (1928). Впервые Шашмаком был записан русским композитором Виктором Успенским в 1923 году в Бухаре от известных мастеров — Ота Джалола Насырова, Ота Гияза Абдугани и издан в 1924 году под названием «Шесть музыкальных поэм. Шашмаком». В последующие годы Шашмаком был записан Б.Файзуллаевым, Ф.Шахобовым и Ш. Сахибовым (Шашмаком, в 5-ти томах. Москва, 1950-1961), Юнусом Раджаби (Бухарские макомы, Ташкент, 1959; Шашмаком, в 6-ти томах. Ташкент, 1966-1975; Узбекские макомы. Шашмаком. Ташкент: ЮНЕСКО, 2007), А.Бабахановым (Шашмаком. Берлин, 2010).

Исполнение макома является одним из древних искусств. В IХ-Х веках маком являлся неотъемлемой частью социально-культурной жизни стран Центральной Азии и Востока. Искусство узбекского макома имеет более чем тысячелетнюю историю. В нашей стране Шашмаком, Хорезмские, Фергано-Ташкентские макомы отличаются по своей структуре и методам исполнения. На протяжении веков развитие макома было связано с эпохами, временем, социальной действительностью. И по этому для изучения макома особо обращать их пониманию через фракталов. Потому что, каждый маком целый мир и для их понять необходима разделит их на фракталы. Тогда обычному человеку будет понятно их смысл.

В Узбекистане в развитие этого искусства внес весомый вклад академик Юнус Раджаби. Благодаря его усилиям в 1959 году впервые на узбекском языке под названием «Узбек халк мусикаси» была составлена антология Шашмакома в шести томах.

У узбекского и таджикского народов маком имеет одно название, в Азербайджане его называют мугом, в Иране — нугба, у уйгуров — муком, но все они имеют одно значение. Многие думают, что у них разные основы. На самом деле эти классические мелодии имеют много общего. В них есть лишь отдельные различия и своеобразие. Исследователи пришли к такому выводу через их фрактальное изучения. Например, в уйгурских макомах больше внимания уделено красивым намекам и остротам, мелодии макомов таджикского народа отличаются разным звучанием. Гармонию текста и мелодии в персидских макомах невозможно повторить в других. В узбекских макомах во все времена признавалось их глубокое смысловое содержание.

Как свидетельствует исследования макомов тюркских народов с помощи фракталов, что придание особого значения кульминации и завершению мелодии. Кульминационные лады исполняются высоко, завершающая часть исполняется ниже, как бы «успокаивается».

В целом маком — это масштабный цикл фракталов. От других музыкальных произведений он отличается художественной завершенностью, наличием систем мелодии и форм. Поэтому для его исполнения, прежде всего необходимо знание классической литературы и свойства фракталов. Если исполнитель, изучая маком, не обращает внимания на фракталы, не понимает значения хотя бы одного слова, он не сможет исполнить произведение на должном уровне, между поэтом и исполнителем возникнет преграда. Изучения роли и значения фракталов в макоме — это большая наука. Самодеятельные исполнители макомов не должны переиначивать содержание произведения.

Никто не имеет права портить маком. Неправильное произношение слова, неверная трактовка мелодии, ее кульминации сравнимы с изменой богатому духовному наследию народа. Вот почему нужны фракталов в музыке. Газель, начинающуюся словами «Кеча келгум», нельзя исполнять в форме «Кеча келдим». Поэтому следует уделять большое значение работе со словами. Изменения можно вносить лишь в том случае, если сумеешь придумать более красивое исполнение макома.

Внесение Шашмакома в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО стало одним из важных событий в жизни нашего народа. Принятие 17 ноября прошлого года постановления Президента Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства макома» стало логическим продолжением этого незабываемого события. По инициативе главы государства принято решение о проведении раз в каждые два года в городе Шахрисабзе Международного форума искусства макома. Для нас, артистов, это прекрасная возможность для пропаганды макома в масштабах всего мира. Проводимая работа означает обеспечение преемственности макома, который своей историей, глубокой философией и неповторимой красотой придает духовную энергию человечеству.

Литература

  1. Мирзиёев Ш.М.«Ўзбек миллий мақом санъатини янада ривожлантириш чора-тадбирлари тўғрисида» қарор.Халқ сўзи.Т.18-ноябр 2017-йил.1-бет.
  2. Фитрат А.Ўзбек классик мусиқаси ва унинг тарихи. Т.1993.57-бет.
  3. Ражабий Ю. Музика меросимизга бир назар. Ғафур Ғулом. Т.1978.5-бет.
  4. Матёқубов О. Мақомот. Мусиқа.Т.2004.46-бет.
  5. Юнусов Р. Содиқов Ф. Узбексикие макомы. ЮНЕСКО. Т.2005.18-бет.
  6. Ибрагимов О. Фергано-ташкентские макомы. Медиа-ленд.Т.2006.74-бет.
  7. Ражабов И. Мақомлар.Санъат.Т.2006.34-бет.