Евразийский
научный
журнал

Решение профессионально-педагогических задач в музыкальной деятельности ДОУ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Степанова Светлана Валентиновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 311
Показать PDF версию Решение профессионально-педагогических задач в музыкальной деятельности ДОУ

Степанова Светлана Валентиновна

На современном этапе развития общества, педагогу необходимо быть мобильным, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия профессионально-педагогической деятельности в рамках реформирования образования и в решении основных профессионально-педагогических задач.

Расскажу о своей профессиональной деятельности, музыкального руководителя, на примере одного года работы с  группой детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.  В группе 25 детей, 11 мальчиков и 14 девочек, многие первенцы в семье у молодых родителей.  Озорные, непоседливые дети доставляли много хлопот педагогам с момента посещения детского сада. Были трудности с дисциплиной и  на музыкальных занятиях. Дети не могли  усидеть на месте, не сразу реагировали на голос педагога. Особенно трудно было проводить праздничные утренники. В присутствие родителей дети реагировали на появление сказочных персонажей  и голос ведущей громкими криками, могли  дернуть за одежду или безучастно сидеть со слезами. Так сложились обстоятельства в ДОУ, что за 4 года  в группе сменилось несколько  воспитателей и в данную группу пришли дети ранее не посещавшие дошкольное учреждение. Это не могло не отразиться на поведении воспитанников.  К моменту, последнего года перед школой,  у нас была группа, трудно управляемых, очень  подвижных мальчиков  и девочек. Усугублялась ситуация тем, что из-за нехватки времени, родители не могли и не хотели  принимать участие в педагогическом процессе ДОУ. Даже выучить с ребенком  стихотворение представляло для многих невыполнимую задачу.

Обозначилась проблема:  Дисциплина  во время  занятий, речевые проблем и как следствие невысокий уровень проведения совместных мероприятий с родителями.

Выявив проблему, рассмотрев ее со всех сторон, оценив ситуацию в группе, в каждой семье, определила цель, задачи  своей педагогической деятельности на 2015-2016 г. с детьми данной группы:

Цель: Повышение качества проведения музыкальных праздников дошкольников в современных условиях.

Составила план работы и приступила к реализации профессионально- педагогических задач.

1.На родительском собрании побеседовала с родителями о поведении детей в  семье и ДОУ, использовав  ИКТ показала различные  моменты праздников прошлых лет, договорилась о взаимном сотрудничестве  с родителями. Заручившись их поддержкой, приступила к решению своих музыкально-педагогических задач.

2.Наблюдая за детьми в летний период, для организации детей,  включила в режимные моменты классическую музыку композиторов П.И.Чайковского, Шумана, а также современные детские песни, для этого сделала музыкальную подборку на каждый режимный момент: прием детей, прием пищи, умывании, прогулка, сон, подъем. Музыку включали дозировано, буквально на 1-2 минуты. Результат - дети стали более организованы и спокойнее.

3.В сентябре в занятия включила театрализованную деятельность. Выявила музыкальные способности и интерес к театрализованной деятельности у 6 детей. Первое театрализованное представление «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка» далось с трудом из-за речевых нарушений у детей. Родители увидели, что милое сюсюканье дошкольников  в младшем возрасте, превратилось в большую речевую проблему в старшем.  Снова обсудив педагогическую ситуацию с родителями и воспитателями, договорилась о помощи при разучивании стихотворений, о четком и медленном произношении каждого слога, о применении жестов. В музыкальные занятия добавила речевое музицирование.

4.Решая педагогические задачи, учитывая интерес детей и запрос родителей,  разработала проект «Классическая музыка и дети» и приступила к его реализации. Продолжая слушать  классическую музыку П.И.Чайковского с детьми на занятиях и в свободное время, увидела, положительные  результаты восприятия классической музыки. У детей улучшилась дисциплина, повысился интерес к музыкальным произведениям, увеличился словарный запас, повысились музыкальные навыки в восприятии музыки.

Продолжая работу в данном направлении, приступила к знакомству детей  с балетом П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и новогодней постановке одноименного спектакля. В этом направлении была проведена огромная работа по построению всего педагогического процесса. Переоформлен интерьер музыкального зала, в театр. Стены украсили силуэтами инструментов симфонического оркестра и балерин. Просматривали видео-записи отдельных фрагментов балета. Рассказывала сюжет постановки,  играли в «балет»,  выбирая по желанию детей сказочные персонажи, импровизировали танцы. В свободное время с помощью книги-пазл собирали картины из балета «Лебединое озеро».  Дома дети делились с родителями своими впечатлениями о музыкальных занятиях. Родители приняли активное участие в изготовлении костюмов и оказали практическую помощь в разучивании стихов. К  данной постановке было приковано внимание детей и взрослых. На музыкальных занятиях царила творческая атмосфера. Теперь, когда звучала классическая музыка, не было нужды заставлять детей слушать. Во время восприятия классической музыки дети слушали и сопереживали вместе с героями сказочного балета, а затем сами по желанию становились героями. Постановка детского спектакля «Лебединое озеро» прошла с большим успехом. Родители и дети  смотрели  сцены из балета, затаив дыхание. Это был общий успех. Вопрос с дисциплиной был решен, речь детей стала образной, словарный запас пополнился новыми словами, взаимное сотрудничество с родителями стало активным.

5.Так как,  по- прежнему, оставались речевые недостатки у многих детей, учитывая мнение родителей и педагогов, решать поставленные задачи продолжила с помощью кубанской народной музыки. Укрепляла речевой аппарат детей с помощью артикуляционных, дыхательных упражнений, гимнастикой для язычка.  Для развития творческих способностей и поддержки интереса детей на музыкальных занятиях, используя видео-записи детских коллективов казачьей песни, познакомила их с исполнением народных песен и танцев. А затем разучили кубанские народные песни «Браво, Катерина», «Казаки», авторскую песню «Мы с тобой казаки» и кубанский перепляс. Результатом проделанной работы стала более чистая речь дошкольников и  рождение детского коллектива казачьей песни «Изюминка». Количество участников 12 детей.

Данный коллектив принял участие в детских фестивалях и получил достойный результат:

  • Лауреат детского районного фестиваля «Живи и пой, моя Кубань» ст. Тбилисская

  • Лауреат 3 степени  открытого межрегионального конкурсного фестиваля творчества детей сельской местности  «Белая акация».

Учитывая интересы семьи, в преддверии праздника Дня Победы реализовали с детьми, родителями, педагогами краткосрочный проект «Бессмертный полк». К этому мероприятию готовились уже крепким и дружным коллективом. Родители вместе с детьми приняли участие в изготовлении Книги Памяти и стены Памяти своих родных, участников ВОВ, с помощью рисунков и рассказов о войне и Победе, изготовлению штендеров героев ВОВ. На праздничном мероприятии в честь Дня Победы дети рассказывали о своих родных, ветеранах ВОВ, проникновенно пели военные песни «Катюша», «В землянке», «Прадедушка», уважительно и с огромным интересом беседовали с ветераном ВОВ Григорьевой Александрой Николаевной. Танцевальный коллектив из 13 детей исполнил песенно –танцевальную композицию «А закаты алые».

Музыкальный язык завораживающий, но непростой. При умелом его использовании, можно решить многие педагогические задачи, научить детей слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, развить речь и дисциплину. Итогом годовой работы стал выпускной утренник, на котором детям, после прекрасного выступления были торжественно вручены грамоты лауреатов фестивалей, а родителям благодарность за хорошее воспитание  ребенка.