Евразийский
научный
журнал

Религиозный экстремизм: историческая ретроспекция

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Яхьяева Мархат Увайсовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1161
Показать PDF версию Религиозный экстремизм: историческая ретроспекция

Яхьяева Мархат Увайсовна
ассистент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный

История развития мировой цивилизации показывает, что человечество в различные периоды своего развития всегда сталкивалось с проявлениями агрессии и экстремизма. «Радикальное поведение» имело место, как в общении между индивидуумами, так и между различными социальными группами и общностями. Явления экстремизма можно зафиксировать, как между различными религиозными течениями, так и внутри их.

В первом случае, экстремизм связан, как показывает история, с прозелитической деятельностью религиозных объединений, когда «навязчивая» миссионерская деятельность приверженцев одной религии вызывает ответное негативное поведение у адептов, исповедующих другие культы. Во втором - это различные реформации, столкновение традиций и инноваций, происходящие внутри религиозных течений. Крайними вариантами разрешения данных противоречий являются подавление или образование внутри традиционных религий новых направлений и течений (христианство - анабаптизм, ислам - ваххабизм, православие - старообрядство). [1,с.145]

Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые противоречат основным заповедям и постулатам традиционных конфессий.

Так, религиозные деятели, обосновывали религиозными причинами захватнические войны. В конце XI века Римский Папа Урбан II призвал всех христиан к крестовому походу за освобождение «гроба Господня». Восемь «крестовых походов», осуществленных в XII-XIII вв. погубили сотни тысяч их участников, нанесли огромный материальный ущерб народам Европы и Азии. Грабежи и убийства прикрывались религиозными лозунгами, сопровождались молитвами и религиозными церемониями. [2,с.7] «В средневековой религии нет более рельефного эпизода, как тот, когда истребив в Иерусалиме мужчин, женщин и детей, крестоносцы, обрызганные сверху донизу кровью, поверглись ниц перед гробом Искупителя и лобызали его в пламенном молитвенном рвении и благовейном уничижении» . Одним из самых трагических событий начала второго тысячелетия стал крестовый поход западных христиан на Ближний Восток (1096 - 1099). «Жестокость и бессмысленные кровопролития, - подчеркивает известный католический исследователь дон Романо Скальфи, - характеризуют и этот крестовый поход, и все остальные». [3,с.151]

Изучая историю проявлений экстремизма в религии нельзя не обратить внимания на практику истребления инакомыслия в странах Западной Европы в Средние века, когда католической церковью на кострах «святой» инквизиции было уничтожено множество людей. Также, имеется множество подтверждений крайних проявлений со стороны представителей Ватикана при осуществлении своей миссионерской деятельности в отношении народов, населяющих Северную и Южную Америку, Африку, островные государства при проведении колониальной политики западными странами.

Середина прошлого тысячелетия стала «золотым веком испанской короны», ее победоносными войнами в Европе, покорением Центральной и Южной Америк. Здесь нам представляется необходимым сделать акцент на последствия войны испанских католиков с маврами-мусульманами, которые владели Пиренеями с первой половины VIII века. Именно в эпоху арабского владычества были построены первые университеты в Испании, получили развитие математика, астрономия, медицина. При этом, наравне с маврами этими достижениями пользовались все жители страны. Население страны, исповедующее другие религии, не притеснялось на религиозной почве. В XV веке после окончательной победы испанцев-христиан над маврами, мусульман поставили перед выбором: перейти в христианство или покинуть страну. Такая же учесть была приготовлена и евреям, чья религиозная свобода при власти мусульман под вопрос не ставилась. С этого момента Испания становится оплотом средневековой инквизиции. [4,с.536]

Так, характерным примером жестокости является массовое убийство во Франции гугенотов (протестантов) в «ночь длинных ножей» на праздник св. Варфоломея 24 августа 1572 г. Начавшиеся в Париже убийства продолжались несколько дней в провинции. Их жертвами стали около 30 тысяч человек. Так же в данном ряду сожжение на костре бывшего монаха Джордано Бруно в Риме в 1600 г. на площади Цветов. [5,с.260]

История крещения Руси, так же имеет немало фактов, когда сторонники христианизации, используя политические ресурсы - возможности княжеской власти Владимира Святославовича, заставляли силой язычников принять православную веру.

Литература:

  1. Бидова Б.Б. Проблема противодействия политическому экстремизму на северном Кавказе: анализ и пути решения // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (http://haa.su/Gtg/). 2014. № S. - С. 145-146.

  2. Сайгитов У.Т, Исмаилов А.Г., Демиров К.К., Курбанмагомедов А.А. Религиозный экстремизм и террористическая деятельность в Дагестане: проблемы противодействия. - Махачкала: Радуга-1, 2004. – 128с.

  3. Коршунова О.Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. - СПб.: Издательство Р. Асланова, 2006. – 362с.

  4. Бидова Б.Б. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе (http://haa.su/AmR/) // Молодой ученый (http://haa.su/AmS/). 2013. № 6. - С. 535-537.

  5. Бидова Б.Б. Психолого-политическое понимание экстремизма (http://haa.su/AmD/) // Молодой ученый (http://haa.su/AmE/). 2013. № 1. - С. 259-260.