Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Речевая развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения речевой активности детей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дунаева Светлана Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3561
Показать PDF версию Речевая развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения речевой активности детей

Красникова Н.В., воспитатель I КК,
МКДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида,
г. Борисоглебск Воронежской области.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования с введением ФГОС.

 «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. В связи с этим передо мной  встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.

По моему мнению, организация  речевой развивающей среды в группе, способствует повышению речевой активности детей дошкольного возраста, которая является эффективным,  средством познания, изучения и передачи информации.

Вот почему для формирования речевой активности своих воспитанников  решила создать познавательно – речевые центры, а групповое пространство спроектировать таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня физической активности, обогатив ее  элементами стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Месторасположение речевой среды я определила с учётом интерактивности  и  полифункциональности  своего  группового  пространства, психологической комфортности,  безопасности  и доступности. 

Познавательно-речевая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любым делом. Оборудование  разместила по секторам ( центрам развития):

  • центр речевого общения  уголок «Речецветик»; 

  • центр театральный деятельности «Мы артисты»;

  • центр по исследовательской деятельности «Хочу все знать»;

  • центр по физическому развитию «Мы спортсмены»;

  • центр «Цветик-Семицветик»

В этих центрах размещено много познавательно-речевого материала: книги и энциклопедии, пособия для проведения артикуляционных упражнений «Повторяй за картинкой», «Веселый трубочист», комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы «Времена года», «Животные холодных и жарких стран», «Перелетные и зимующие птицы», игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, дидактические и настольные игры по развитию речи по лексическим темам «Расскажи о профессии», «Когда это бывает?», «Опиши картинку», «Магазин игрушек», «Вселенная Космоса», разрезная азбука, прописи «Пиши-читай», задания на логику «Веселый лабиринт», «Помоги Буратино найти дорогу», «Как пройти через лес»; разные алгоритмы и схемы, мнемотехники и мнемодорожки «Составь свою сказку», «Расскажи обо мне», «О каком цветке я рассказываю?», разнообразный материал для театрализованной деятельности: костюмы, различные виды театров, шапочки.

При построении нашей предметно-развивающей среды я использовала принцип учёта половых и возрастных особенностей детей. В связи с этим в группе созданы центры  сюжетно-ролевых игр для  девочек и для мальчиков, которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Моя работа ведется в тесном контакте с родителями и направлена на формирование речевого развития в семье. Для этого я использую традиционные формы и не традиционные формы работы:

  • организован уголок для родителей с указанием перечня игр по познавательно-речевому развитию детей дома;

  • оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень»;

  • проведены консультации по созданию развивающей среды дома;

  • создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания.

Думаю, что работу по данному направлению необходимо продолжать, так как эта тема очень актуальна в работе с дошкольниками. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, я способствую  у них  развитию познавательной активности, логического мышления, а самое главное повышению речевой активности.

Список литературы:

  1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.

  2. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

  3. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

  4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.