Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Реализация системно- деятельностного подхода на уроках русского языка в 5-9 классах.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Севидова Людмила Геннадьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2311
Показать PDF версию Реализация системно- деятельностного подхода на уроках русского языка в 5-9 классах.

Севидова Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
«МБОУ Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
E-mail: ludmila.sevidova@yandex.ru

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся,

сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мариево

Современная школа- какая она? Современные дети, чем они отличаются от тех, которые учились пять- десять лет назад? Скажете, вопросы риторические, но я не соглашусь. Работаю в сфере образования уже двадцать три года и вижу, как всё меняется. Образование претерпевает постоянные реформы, вот и сейчас мы начинаем работать по- новому, в условиях реализации ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт,- "это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования«,- так говорит нам пункт 6) Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Новые стандарты образования предполагают обучение и воспитание нового школьника, который владеет глубокими и всесторонними знаниями, успешно социализируется в обществе. Нам, учителям, необходимо перестроить свою работу так, чтобы достичь этого. По моему мнению, достичь этого можно путём системно- деятельностного подхода, который подразумевает, что ученик является активным субъектом учебного процесса.

На своих уроках я стараюсь, чтобы обучающиеся сами делали выводы, сами доходили до истины. Предлагаю вам наработки из собственного опыта по разделу «Синтаксис». Не секрет, что этот раздел является одним из самых трудных и не всегда вызывает симпатию у детей, кроме того, его отличное знание поможет успешно сдать экзамен и поступить в ВУЗ.

Существует много форм и видов работы. В пятом классе на уроках русского языка я предлагаю обучающимся следующие виды работы.

· Найдите и выпишите словосочетания из данного предложения: В ночном небе светят сотни больших и маленьких звезд. (дети выписывают: в ночном небе, больших звёзд, маленьких звёзд, светят в небе). Такая работа позволяет видеть словосочетания в предложении, отличать словосочетания от предложения.

· Составьте предложение из слов и подчеркните грамматическую основу:

Утром, листьях, на, лежит, ранним, роса. (дети составляют предложение: Ранним утром на листьях лежит роса. Выделяют основу роса лежит)

В шестом классе я предлагаю более сложный вид синтаксического разбора.

· Сделайте синтаксический разбор предложения: На опушке леса стоит избушка лесника и огромный стог сена.

1) указать части речи;

2) подчеркнуть все члены предложения;

3) дать характеристику предложения;

4) нарисовать схему.

Дети выполняют:

1) Предлог, существительное, существительное, глагол, существительное, существительное, союз, прилагательное, существительное, существительное.

2) Дополнение, дополнение, сказуемое, подлежащее, дополнение, определение, подлежащее, дополнение.

3) Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными членами.

4) [O и O].

В седьмом классе ребята не только производят полный синтаксический разбор, но и осложняют предложения обособленными членами: причастным и деепричастным оборотом. Здесь возможно дифференцировать задание: для слабых учащихся в скобках дать варианты обособленных членов. Например, На холме...видны хижины рыбаков.

(расположенном на картине художника). Задание можно усложнить, предложив добавить не только причастный, но и деепричастный оборот. В ущелье ...протекает...шумная река. (находящимся у края пропасти, разрезая две горы пополам).

В восьмом классе я часто предлагаю ученикам устные синтаксические разминки.

Предложения записывать не надо, надо нарисовать его схему. Например, читаю предложения:

1. Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов.

2. Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

3. Максимка стал засыпать, поэтому последних слов деда уже не слышал.

4. Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

5. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.

Ученики в тетрадях рисуют схемы:

1) [ ],и [ ].

2) [ ],и [ ].

3) [ ],поэтому ( ).

4) [ ],пока ( ).

5) [ ], [ ].

Также часто предлагаю схематические диктанты. Даются схемы, а ученики должны составить по ним предложения. Например:

1) [ подл. + ск. ], ( что... ), ( что... ).

2) [ ск. ]: [ ск. + подл. ]

3) [ подл. + ск. ] |, и | [ ск. + подл. ], ( так что... )

4) [сказ.+ подл.], (которым ....).

5) Если ( подл.+сказ.), [то сказ.+ подл. ].

В старших классах синтаксический разбор усложняется и превращается в анализ, который может занимать значительную часть урока, но это позволяет добиться положительных результатов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Подводя итоги, можно сказать, что достичь успехов в учении можно лишь тогда, когда учитель находится ни «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет своих воспитанников.