Евразийский
научный
журнал

Реализация системно-деятельного подхода в учебном процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ананьина Галина Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1104
Показать PDF версию Реализация системно-деятельного подхода в учебном процессе

Ананьина Галина Николаевна
учитель-логопед высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
Россия, г. Анжеро-Судженск
Кемеровская область

Системно-деятельный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельнный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы вести за собой развитие. Данный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть дети.

Сущность реализации ситемно-деятельного подхода в  учебном процессе заключается,  не давать знания в готовом виде для детей, а подвести их к открытию нового, создать ситуацию поиска. Последовательная реализация деятельного подхода повышает эффективность образования.

Средством реализации деятельного подхода будет являться продуктивная деятельность. В логопедической работе Эффективно можно использовать рисование.

Наиболее эффективным методом будет являться комментированное рисование. Так в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Следует отметить, что действия детей сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.

Занятие с использованием комментированного рисования в подготовительной группе для детей с нарушением речи «Необычная экскурсия»

Задачи

Коррекционно-развивающие:

  • формировать умение сочетать движение пальцев рук со словесным проговариванием;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • закреплять знания о цвете, форме, величине предметов;
  • активизировать произвольное внимание;
  • готовить руку к письму;
  • развивать творческое воображение, речеслуховую память, абстрактное мышление;
  • мелкую моторику пальцев рук, ритм речевого дыхания.

Образовательная:

  • формировать практические умения и навыки пользования фонетически чистой речью, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Воспитательные:

  • формировать художественный вкус.

Организационный момент:

На стене размещены картины. Установлен мольберт с закреплённой маркерной доской.

Логопед:

Ребята, сегодня у нас необычная экскурсия и пройдёт она в картинной галерее. Посмотрите сколько кругом картин (указывает на картины) Возьмите в руки маркеры и выберите для себя  понравившуюся картину

Ребёнок:

Я выбираю ёлку (указывает на картину «Ёлочка») Подходит к мольберту и начинает рисовать маркером зелёного цвета ёлочку – движения выполняются в соответствии с текстом

Ёлочка

Сверху вниз ведём отрезок,
Ставим точечки.
И от точек влево – вправо
Мы проводим чёрточки.
Логопед:
А теперь раскрасим ветки. Вот такими движениями (растушёвывает) Вот и стала наша ёлка настоящим деревом.

Ребёнок: Ну, а я ежа в иголках (указывает  на картину « Ёжик»), буду рисовать под ёлкой (подходит к мольберту и начинает рисовать маркером чёрного цвета ёжика, движения выполняет в соответствии с маркером).

Логопед: 

Солнце светит нам с небес (указывает на картину «Солнце»)

Ребёнок:

Нарисую солнце здесь  (подходит к мольберту и начинает рисовать маркером красного цвета солнце – движения выполняются в соответствии со словами).

Солнце

Круг рисуем – раз, два, три
И много линий, посмотри.
Вверх и вниз, и вправо – влево
Провожу я их умело.

Логопед:

Вот и солнышко взошло! (указывает на мольберт). Сразу стало всем светло!

Ребёнок:

В небе облако плывёт (указывает на картину «Облачко») И привет с небес нам шлёт (подходит к мольберту и начинает рисовать маркером синего цвета облачко – движения выполняет в соответствии с текстом).

Облачко

Вот моя рука, смотрите, плавно линию ведёт,
Закругляет, поднимает. Раз и облачко плывёт.
Логопед:

Стены, крышу и окно (указывает на картину «Дом») не рисовали вы давно. Маркер в руки ты возьми, домик рисовать начни.

Ребёнок подходит к мольберту и начинает рисовать маркером чёрного цвета дом (движения выполняет в соответствии со словами).

Дом

Вниз, направо, вверх, налево
Маркером веду я смело.
Два отрезка – вот и крыша,
внутри окно – и домик вышел.

Ребёнок:

Возле дома на опушке (указывает на картину «Цветочек») нарисую я цветы. Подходит к мольберту и начинает рисовать маркерами зелёного и красного цвета цветочек (движения выполняются в соответствии со словами).

Цветок

Вот рисую я цветочек, в центре у него кружочек.
Лепестков – кружочков пять нарисую я опять.
Стебелёк вниз опускаю, бабочку я приглашаю.

Логопед:

Бабочка к цветку летит (указывает на картину «Бабочка») машет крыльями, спешит.

Ребёнок подходит к мольберту и начинает рисовать маркером синего цвета бабочку (Движения выполняет в соответствии со словами). 

Бабочка

Вот рисую я овальчик, и кружочек, и фонтанчик.
Круги, овалы справа, слева
Рисую я вполне умело. Получилось что, смотри?
Ну-ка, бабочка, лети.

Итог занятия

Логопед:

Вот такая интересная экскурсия получилась у нас с вами.

Посмотрите, что за чудо (указывает на мольберт).

Вместе всё соединили-

Получился ведь пейзаж.

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.

  2. Горбунович Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем. Москва, 1999.

  3. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. //Ребенок в детском саду. 2003. №2. Н.В. Микляев. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.

  4. Доскин В.А., Печора К.Л. Рисунки детей. Психологический анализ. //Дошкольное воспитание. 2000. №12.

  5. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. Москва. 2010.