Евразийский
научный
журнал

Реализация метода образовательного путешествия в детском театральном коллективе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жилионис Ольга Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 919
Показать PDF версию Реализация метода образовательного путешествия в детском театральном коллективе

Жилионис Ольга Николаевна
МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»
г. Воркута

Образовательное путешествие как педагогическая технология — это способ воспитания ново личности. Одна из целей современного образования — воспитание новой личности — человека культуры. Главная цель образовательного путешествия — это самоопределение личности в пространстве культуры. Образовательное путешествие — это метод, направленный на развитие личности.

Образовательное путешествие раскрывает большие возможности для учащихся. Она учит организовывать свою деятельность, искать информацию, учит взаимодействовать и самостоятельно добывать знания. Педагог становится организатором этого действия — тьютером.

С каждым годом технология образовательное путешествие все активней применяется с системе образования российских школ. Однако, как у любого нововведения у этой технологии есть свои плюсы и минусы. С одной стороны педагог перестал быть для ученика единственным источником знаний, процесс обучения для ученика уже перестал быть захватывающим. С другой стороны новые возможности сделать процесс приобретения знаний и более увлекательным и максимально полезным, время требует от образования перехода от знаниевого к компетентностному подходу в образовании.

Рассмотрим образовательное путешествие с разных сторон:

  1. Благоприятные возможности

— есть огромный объем знаний, накопленный человечеством;

— у ученика есть определенные образовательные потребности.

2. Угрозы и риски

— нельзя учить всех всему, и при этом одинаково;

— далеко не все дети готовы к самообразованию, чаще всего сохраняется ожидание, что педагог ДАСТ знания.

3. Сильные стороны

— позиция педагога — (тьютора);

— активная самостоятельная деятельности учащегося переход от знаниевой парадигмы в образовании к компетентностному подходу;

— практически нет детей, которым были бы не интересны путешествия и достаточно большая часть родителей, готовых вкладывать определенные средства в развитие своих детей.

4. Слабые стороны

— сложная, новая роль педагога, которая требует очень основательной подготовки;

— тьютору очень сложно решать одновременно задачи 25 учащихся группы, разделившихся на разные по своему познавательному интересу группы;

— стереотип отношения к путешествиям как к способу отдохнуть, развеяться (т.е., знания и опыт рассматриваются не как первооснова, а как сопутствующий положительный результат);

— большинство родителей и педагогов по-прежнему ценят сложившуюся систему получения знаний — (урок) занятие, не видят ей альтернативы;

— чем дальше и разнообразнее маршрут, тем более он затратный, что для части педагогов является непреодолимым препятствием.

Для системы дополнительного образования технология образовательного путешествия раскрывает большие возможности для исследовательской деятельности учащихся. Учитывая, что количество детей в группах составляет примерно 15 человек, это позволяет охватить работой по образовательному путешествию всех детей. Приведу пример использования технологии образовательное путешествие в театр-студии «Веселый ветер» МОУДОД «Дворццтворчества детей и молодежи» г.Воркуты.

При использовании технологии следует помнить, что наиболее применима она в том случае, когда имеется интересный учебный материал, позволяющий организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Поэтому для образовательного путешествия была выбрана тема «История театра».

После определения темы ставим цели и задачи. Определяем, как и каким способом можем достичь цели? Педагог, он же тьютор, используя технологию образовательное путешествие, не может знать, какие результаты работ будут представлены детьми после работы на маршрутах.

Цели путешествия:

  • знакомство с историей возникновения и развития театра в России;
  • знакомство с историей театра-студии «Веселый ветер»;
  • организовать совместную деятельность учащихся и родителей по выполнению выбранных заданий путешествия.

Подготовительная работа по организации путешествия имеет огромное значение. Педагог обращает внимание на виды деятельности, учит ставить цели, работать с источниками информации.

На вводном занятии учащиеся знакомятся с целью своей деятельности, делятся на группы, составляют маршрутные листы, выбирают задания.

Группы и маршрут:

1) «Историки» — поиск информации об истории театра

2) «Ветерки» — поиск информации о становлении театра-студии «Веселый ветер»

3) «Выпускники» — поиск и составления банка данных о выпускниках театра-студии «Веселый ветер»

Учащимся выдаются маршрутные листы, которые они заполняют по мере выполнения задания. Сами формулируют цель и ставят задачи, ориентируясь на вопросы — ориентиры.

Маршрутный лист группы «Историки»

Цель:_______________________________

Задачи:_____________________________

Проблемный вопрос учебной темы

Несмотря на разный подход к театру в разных странах, что есть общего для всех театров?

Вопросы — ориентиры

1. Найди в библиотеке историю возникновения театра в разных странах?

2. Особенности театра разных стран.

3. Чему учит театр?

Маршрутный лист группы «Ветерки»

Цель:_______________________________

Задачи:_____________________________

Проблемный вопрос учебной темы

Какие традиции сохранились с даты основания, до сегодняшнего дня?

Вопросы — ориентиры

1. Найди в летописях музея Дворца творчества детей и молодежи информацию о создании и развитии коллектива театр-студия «Веселый ветер»?

2. Составить театральную афишу теарта-студии «Веселый ветер» по годам с даты основания.

3. Найди в летописях фотоматериал спектаклей?

Маршрутный лист группы «Выпускники»

Цель:_______________________________

Задачи:_____________________________

Проблемный вопрос учебной темы

Как помогли занятия театром выпускникам в жизни? (интервью)

Вопросы — ориентиры

1. Найди в летописях музея Дворца творчества детей и молодежи и в группе вконтакте выпускников театра-студии «Веселый ветер».

2. Составить список выпускников по годам.

3. Найти координаты выпускников, организовать связь.

На вводном занятии можно обсудить вопросы-оринтиры подробнее. Этапы путешествия дети заполняют самостоятельно. Этапы получает каждая группа.

Этап путешествия Наша работа Результаты Вопросы — размышления
Начало пути
Работа по маршрутному листу
Подведение итогов

Работа на маршрутах проходит через:

— самостоятельную работу детей на маршруте (библиотека, педагог, интернет, материалы музея и др.);

— совместная работа с родителями;

— оформление материала;

Завершение путешествия учащиеся представляют свои работы через:

— презентации, выступления, доклады, рефераты и т.д.;

— обсуждение результатов путешествия. Поощрение учащихся за работу.

Рефлексия

  1. Какова была идея путешествия?
  2. В чем заключалась проблема?
  3. Как решалась проблема?
  4. Какие результаты путешествия мы хотели получить? Какие получили?
  5. Какие возникли трудности во время путешествия?
  6. Что больше всего запомнилось?

Все группы представляют отчет о своей работе на общем занятии, на которое приглашаются родители и выпускники. Такой подход к занятиям помогает объединить се участников в одну команду.

Работая по маршрутным листам в рамках технологии образовательного путешествия, у детей повышается уровень готовности к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, компетенций; к самообразованию; к коммуникациям с другими людьми на основе внутренних и внешних ресурсов.

Использование педагогами в профессиональной педагогической деятельности технологии образовательного путешествия способствует формированию у обучающихся перечисленных умений и, следовательно, создает условия для развития у них нового актуального качества — образовательной мобильности.