Евразийский
научный
журнал

Реализация личностно ориентированной модели обучения на основе технологии развития критического мышления (км)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алейникова Анна Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1267
Показать PDF версию Реализация личностно ориентированной модели обучения на основе технологии развития критического мышления (км)

Алейникова Анна Николаевна
р. Адыгея, Красногвардейский район
E-mail: anna.gasparyan.79@mail.ru

Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности.

Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Критическое мышление необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки.

Личностно-ориентированную модель обучения можно реализовать через:

1.Обучение в сотрудничестве (сообща).
Рассмотрим некоторые варианты организации данной модели обучения в сотрудничестве (сообща).

1. Обучение в команде. В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание “групповым целям” и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.

2. Обучение в группах. Учащиеся организуются в группы по 2-3 человека для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждая группа разрабатывает свою подтему. Затем ученики из разных групп обмениваются информацией. Общение ведется на ИЯ.

2. Модульные формы обучения отдельным аспектам языка.
Модульное обучение – это комбинированная система, обязательно включающая в себя подсистему адаптивного программированного обучения, соединенная с программой самоуправления. В основе модульного обучения лежит модуль. Модуль как законченный блок информации содержит в себе целевую программу действий и методическое руководство.

3. Метод проектов.
Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера данной модели обучения.
Основные требования к использованию метода проектов в технологии развития критического мышления:

  • наличие значимой или же противоречивой в исследовательском плане проблемы;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • структуризация содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.

Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех взаимосвязанных частей или этапов:

вызов – осмысление – рефлексия (размышление).

Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь

Итак, вовлеченные в процесс критического мышления, ученики овладевают навыками самостоятельной работы, что способствует максимальному саморазвитию и адекватной (критической) оценки своего субъективного опыта. Ученику предоставляется возможность для самореализации, а работая в группах, развиваются такие качества как сотрудничество, ответственность, доброжелательность, толерантность. Таким образом реализуется не только образовательный, но и развивающий, и воспитательный потенциал урока.

10. Литература

1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. -2002.-№2

3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6. -С. 6-11.

4. Сухова Л.В.Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе.-2006.-№1.-С.ЗО.

5. Соловова Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников.//Иностранные языки в школе. – 2007.- №2.-

С.2 - 10.

6. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие крити­ческого мышления (Базовая модель). М.: Изд-во "Бонфи". 2002.

7.Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2004.

8. Харламова М.В. Использование "идейных сеток"
на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.- 2005.- №1.