Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Реализация Концепции экономического образования на уроках математики в средней общеобразовательной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лукьянченко Людмила Рудольфовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2020»  (апрель, 2020)
Количество просмотров статьи: 1003
Показать PDF версию Реализация Концепции экономического образования на уроках математики в средней общеобразовательной школе

Лукьянченко Людмила Рудольфовна
учитель математики
Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Каменномостский

На сегодняшний день в нашей стране актуальна проблема экономического воспитания подрастающего поколения.

В связи с преобразованием России из системы централизованного планирования в экономику рыночной ориентации экономические знания стали необходимыми как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.

Согласно статистике, почти каждая семья берет кредит на приобретение того или иного товара. В наше время потребительские кредиты, ипотека, банковские карты, вклады и другие финансовые услуги очень распространены и играют важную роль в экономике страны и каждой семьи.

Поэтому, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы выпускник имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.

Элементарные экономические знания позволяют понять роль и права человека в обществе, готовят учеников к адекватному восприятию общества и производства, помогают им определить для себя сферу деятельности, профессию в будущем.

Эффективному постижению азов экономики помогают решения экономических задач.

Начиная с 2015 года в ЕГЭ по математике появилась задача, которую называют «Задачей с экономическим содержанием». По кодификатору эта задача направлена на проверку умения использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Очень важно обучить старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием. Решение таких задач позволяет не только набрать более высокий балл при прохождении ЕГЭ, но и позволяет продемонстрировать практическую значимость математики, обеспечит понимание учащимися сути процессов, происходящих в экономике страны и мире, а так же позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития — воспитание самостоятельной, конкурентной личности, способной решать различные жизненные задачи.

Чтобы разбираться в многообразии этих задач и научиться успешно их решать, необходимо еще в среднем звене заложить у учащихся основные экономические понятия и их свойства. Нужно научить детей четко представлять, что такое процент. Учащиеся должны безошибочно находить часть от числа и целую величину по ее части. Все это формирует умение решать экономические задачи и способствует развитию таких навыков как экономичность, расчетливость, необходимых в повседневной жизни.

Умение решать задачи с экономическим содержанием закладывается при прохождении тем «Сложные проценты», «Линейная функция. Линейные уравнения и неравенства», «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными», «Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Производная и ее применение», «Определенный интеграл и его применение».

Воспитанием экономической культуры нужно заниматься не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Традиционно в нашей школе для учащихся 5 классов проводится проект «Экономика вокруг нас», в результате которого дети узнают, где экономика встречается в повседневной жизни и в быту. В рамках внеурочной деятельности мы проводим различные викторины, игры, кейсы, встречи с увлекательными людьми. Все это направлено на развитие индивидуальных и групповых практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях.

На сегодняшний день в нашей школе созданы условия для полноценной исследовательской деятельности учащихся. В школе организовано научное общество «Эрудит», на заседаниях которого рассматриваются результаты проектов, выполненных учащимися под руководством учителей.

Все эти мероприятия позволяют достичь положительных успехов в экономическом образовании учащихся.

С 2016 года в Адыгее проводится республиканская олимпиада по экономике «Рост», в которой учащиеся нашей школы принимают активное участие. В 2016 году ученица нашей школы Кузнецова Софья (6 класс) являлась призером Первой олимпиады по экономике. В 2017 году дипломом 2 степени была награждена Гладкая Александра (7 класс) и дипломом 3 степени Кузнецова Софья (7 класс). В 2018 году Разумов Илья (6 класс) получил специальный приз за максимальное продвижение в решении задачи «про фирму директора Фанасьева». В 2019 году в республиканской олимпиаде «Рост» Кузнецова Софья (9 класс) отмечена дипломом 3 степени.

Для учащихся нашей школы проводятся математические кружки, элективные курсы, факультативы, направленные на формирование экономической культуры и выработки умения решать экономические задачи.

Анализ ситуации показал, что количество учащихся, решивших задачу с экономическим содержанием при сдаче ЕГЭ по математике и в связи с этим набравших более высокий балл, возросло.

ЕГЭ по математике 2017 год 2018 год 2019 год
% учащихся, решивших задачу с экономическим содержанием в МБОУ СОШ № 7 13% 25% 28%


Несмотря на положительный результат, многое еще предстоит сделать.

Так, например, не были проведены интегрированные уроки совместно с учителями математики, обществознания, географии. Необходимо также в рамках внеурочной деятельности создать интегрированную секцию для учащихся 10-11 классов в целях изучения методов решения задач с экономическим содержанием.

Для выработки единой программы экономического образования в школе и ее реализации необходимо привлечь учителей математики, обществознания, географии. В программе необходимо сконструировать экономическую составляющую школьного курса математики, в которую входят совокупность простейших экономических понятий, их свойства и специальный набор задач, имеющих реальное экономическое содержание, которые решаются на основании математического содержания программ 5-11 классов. Все это позволит обеспечить непрерывную экономическую линию при изучении математики в средней общеобразовательной школе.

Мы видим, что в нашей школе в результате организованных мероприятий для реализации Концепции экономического образования, учащихся мотивированных на получение начального экономического образования становится больше и у них возникнет интерес к формированию азов финансово-экономической грамотности. Все это подготавливает учащихся к успешной адаптации в жизни: многие из выпускников нашей школы поступают в ведущие Вузы страны для получения высшего экономического образования.

Мы надеемся, что знания, полученные в нашей школе, подготовят учеников к более успешной адаптации в жизни.

Литература:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р.
  2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.