Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Петрова Светлана Борисовна,
старший воспитатель
МДОБУ детского сада № 9 г.Лабинска
муниципального образования
Лабинский район Краснодарского края, Россия
E-mail: kozmenko1962@mail.ru
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними.
Как приблизиться к интересам ребенка?
Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира. Прикоснуться к этому, можно только через художественно — творческую деятельность ребенка.
Итак, особое внимание мы уделяем художественно-эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.
Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности — важнейшая задача воспитания.
Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
Что же такое полихудожественный подход?
«Полихудожественный» — значит, включающий множество разнообразных искусств, объединенных с целью освоения человеком действительности в художественной форме.
Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся:
· развитие способности ребенка к самостоятельному активному освоению мира;
· стимулирование у него стремления к самореализации;
· формирование творческой активности во всех сферах деятельности.
Умение находить новые, нестандартные решения проблем — это важное качество в условиях современного мира и, именно, дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующее звено образовательной системы.
Полихудожественное воспитание — это личностно — ориентированное планомерное привлечение детей к различным видам искусств в их взаимодействии, результатом которого является формирование комплекса эстетических свойств личности, полихудожественного сознания и способности к полихудожественной деятельности, обеспечивающих готовность к художественно-творческой самореализации и художественно-эстетического самосовершенствования.
Сущность работы основывается на эффективном сочетании различных форм, инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности предлагаемого художественного материала, на создании в группе условий, которые будут способствовать полихудожественному развитию ребенка.
Должное внимание должно быть уделено среде, в которой растет и развивается ребенок. Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально развивать у детей полипространственное воображение: широту, объем образных представлений, фантазию, которые с точки зрения теории «полихудожественного развития» Б.П.Юсова являются непременным условием развития творческого потенциала ребенка. Именно целесообразно организованная среда обеспечивает основное педагогическое условие — интегрированный подход к освоению искусства.
В пространствах групп должны найти свое место различные центры детской активности:
· мобильный мини-музей;
· фонотека;
· библиотека;
· мастерская;
· творческий уголок т.д.
Каждый центр активности наполнен развивающим, наглядно-дидактическим и практическим материалом, который предоставляет детям возможность самовыражения и самореализации.
Эффективные формы, методы и приемы полихудожественного развития:
· искусствоведческие беседы;
· прием акцентирования частей;
· метод оживления детских эмоций;
· прием «погружения»;
· экскурсии и наблюдения;
· интегрированные занятия;
· художественная литература;
· методика восприятия различными органами чувств;
· слушания музыкальных произведений;
· художественно-дидактические игры;
· игры-ассоциации, этюды;
· инсценировка произведений.
Деятельность педагога в сфере искусства чрезвычайно сложная, еще сложнее она становится при внедрении интегративного образования, что вызывает необходимость не просто значительного профессионального роста, но и широкой художественной эрудиции и высокого педагогического мастерства, формирования готовности к изменениям, непрерывного образования и самообразования. Именно от педагога, от его профессионализма, мировоззрения и личностных качеств зависит успех или неудача при внедрении любой педагогической системы, теории, концепции.
Опираясь на полихудожественный подход в формировании креативных способностей дошкольников, воспитатель должен дать представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Это не может стать результатом кратковременной специально организованной однонаправленной деятельности, а требует значительно большего времени, посвященного различным видам познавательной, художественной, конструктивной, коммуникативной деятельности и процессу пространства познания дошкольником мира, чтобы помочь ему понять жизнь во всей красоте его ценностей, значений, смыслов.
Важнейшими результатами освоения художественной деятельности в дошкольном возрасте является осознание ребенком себя субъектом творчества, художником, способным не только воспроизводить полученные впечатления, но и интерпретировать их, обогащать.
Рекомендации для педагогов, по внедрению успешного полихудожественного развития детей:
· современный подход к организации полихудожественной деятельности предусматривает, прежде всего — создание условий, художественных центров, работая в которых, дети имеют возможность реализовать свои способности, не ограничивая себя во времени;
· дети должны ждать встречи с педагогом творческим и художественно-эрудированным, когда они получают удовольствие и радость от совместного труда с ним;
· язык, на котором мы разговариваем должен быть эмоционально окрашен, наполнен образными элементами;
· учитывайте индивидуальные особенности ребенка, это является важным фактором его творческого успеха;
· для развития интересов и способностей детей расширяйте спектр изобразительных материалов;
· углубляйте художественное мировоззрение детей, их эстетическое, познавательное, морально-этическое отношение к красоте и добру в произведениях искусства;
· поощряйте желание ребенка творить, поддерживайте его инициативу;
· предоставляйте ребенку выразить свою точку зрения при ознакомлении с произведениями искусства;
· используйте творческие задания, которые понятны и интересны детям;
· привлекайте родителей к полихудожественному воспитанию ребенка;
· применяйте доступные художественные произведения, близкие жизненному опыту детей, с четкой композицией и интересным сюжетом;
· поддерживайте желание овладевать новыми техническими приемами, средствами художественной выразительности каждого вида искусства;
· поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность, экспериментирование.