Евразийский
научный
журнал

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного через системы экспериментирования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Простоквашина Наталия Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2019»  (февраль, 2019)
Количество просмотров статьи: 618
Показать PDF версию Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного через системы экспериментирования

Простоквашина Н.Н.
воспитатель ГБОУ Школа 887
г. Москва

Современные реалии в российской образовательной системе требуют воспитания людей, которые в будущем будут способны принимать нестандартные решения, а также творчески мыслить. Именно поэтому развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально, так как творческое мышление развивает не только любознательно и пытливость ума, но также формирует познавательные интересы в свете экспериментально-исследовательской деятельности.

Что касается дошкольного образования, то важно осознавать, что оно является самой первой ступенью образования того или иного поколения людей. Поэтому чрезвычайно важно организовать и развивать данную форму образования детей таким образом, чтобы оно воплотило в жизнь идею развития каждого члена общества. Реализация данной идеи невозможна без разработки системы целей, содержания, организационных форм, технологий и определения характера управления дошкольным образованием. Как верно заметил А.Н. Поддъяков, "дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника". [1]

Затрагивая вопрос о детском экспериментировании в рамках дошкольного образования необходимо использовать следующие принципы и подходы:

1. Принцип открытости, подразумевающий способность воспринимать личность ребенка, уважать и принимать его желания;

2. Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка, направленные на развитие у педагогов понимания того, что творчество нельзя навязать извне, оно рождается только как продукт потребности ребенка;

3. Принцип деятельностного подхода, применение которого позволяет ребенку познавать мир, получать знания в рамках той сферы деятельности, в которой он развивается. При этом важно донести до детей уже в дошкольном возрасте, что они сами являются активными участниками в процессе поиска, передачи знаний и информации;

4. Принцип свободы выбора. Это весьма важное правило в воспитании у ребенка творческих возможностей, так как оно определяет право ребенка выбирать род своей дальнейшей деятельности, определять стоящие перед ним задачи и способы их решения;

5. Принцип товарищества, суть которого заключается в том, что педагог является неким партнером для ребенка в образовательной деятельности, а не просто источником информации. Для ребенка важно, чтобы в его окружении был кто-то, кто бы соответствовал его "образцу творческой деятельности«[2], так как это является одним из ключевых факторов развития творческих способностей ребенка;

6. Принцип природосообразности, означающий ориентацию на внутренний мир ребенка, создание условий для саморазвития и самовыражения каждого субъекта познавательной деятельности.

Далее, творческий процесс в уме ребенка предполагает всегда наличие двух вещей — замысла и способа его выражения, в своем единстве обеспечивающие развитие творчества в конкретной деятельности. Для педагогов важно понимать, что существует связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте. Поэтому педагоги должны уметь определять способы включения воображения в творческую деятельность детей. Отметим, что основными факторами и инструментами формирования творческого мышления у детей являются:

1. Наличие специфических особенностей воображения у детей дошкольного возраста, которые связаны с формирование осмысленной моторики;

2. Необходимость самостоятельной творческой деятельности детей;

3. Обучение детей творческой деятельности должно протекает успешно, если сам образовательный процесс согласуется с воображением ребенка.

Таким образом, мы видим, что формирование творческих способностей детей — это комплексный и сложный процесс, ядром которого являются такие качества ребенка как врожденная любознательность, подражательность, интерес к жизни и что, самое главное, эмоциональная чуткость.

В заключении отметим, что ребенку необходима соответствующая среда для развития его способностей, так как ему проще самостоятельно экспериментировать с объектами своего воображения. В группе детских садов нужно для этих целей создавать специальные уголки для экспериментирования, а также центры по развитию творческих способностей детей. Детей должны чувствовать, что для им предоставлена свобода выбора для своей исследовательской и творческой деятельности.

Ссылки

  1. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Волгоград, Перемена, 1997. С. 29.
  2. Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. — М.: Творческий центр «Сфера», 2002. С.9