Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru
Наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX веке. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции.
Отдельно следует отметить такую яркую личность в истории русской культуры и просвещения, как А.Т. Болотов
В 1891 году при Педагогическом музее Военно-учебных заведений возник «Отдел самообразования», который поставил своей целью содействовать самообразованию посредством составления особых программ для чтения с указанием научной литературы. Этот почин принадлежал Н.А. Рубакину, профессору Н.И. Карееву, В.Н. Мякотину, В.И. Селиновскому, генералу Н.А. Макарову. По мнению инициаторов, этот отдел имел ввиду помогать тем читателям, которые оказались не по силам московские «Программы домашнего чтения», изданные Комиссией домашнего чтения при «Обществе распространения технических знаний». В
В 1904 г. вышла брошюра А. Панова «Домашняя библиотека». Она имела настолько большой успех, что была переиздана три раза. После этого внимание к вопросам систематического самообразования наиболее широких кругов грамотной России явно снизилось. В 1905 году стали появляться всякого рода «Указатели и рекомендательные каталоги по самообразованию» как в виде брошюр, так и в виде более или менее толстых книжек.
С появлением в 1905 г. работы Н. Рубакина «Среди книг» читатели получили возможность выбирать себе книги для чтения не вслепую, не по заголовкам, которые говорят мало, а по существу — выбирать именно те книги, которые содержат ответ на тот или иной вопрос.
Вопросам индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н.К. Крупской. Разработка проблем самообразования в трудах Н.К. Крупской идёт в двух направлениях: изучение мотивов самообразовательной деятельности и изучение индивидуальных запросов личности. На этих основаниях разрабатывалась ее методика самообразования. Н.К. Крупская рассматривала его как деятельность, помогающую в решении важнейших государственных задач. Среди них на первый план выдвигается стремление понять производственную квалификацию. Крупская впервые подняла вопрос о создании систематической программы общего образования для сферы самообразования.[2]
К организации самообразования вновь пришлось обратиться в годы Великой Отечественной войны. Это было связанно с тем, что взрослых на предприятиях вынужденно заменили учащиеся старших классов, которые, работая сутками, не имели возможности получить полноценное школьное образование. Кроме того, эвакуация жителей европейской части Советского Союза поставила школы Урала и Сибири в трудное положение, школьные классы были перегружены, не хватало учителей, значительная часть учебной работы выносилась на дом. Указанные причины вызвали необходимость ориентировать учащихся школ, рабочую молодежь на самообразование, привлечь школьника к активной деятельности по овладению знаниями, и не только учиться самому, но и учить в какой-то мере других. В 40-50-е гг. значительных исследований по проблеме самообразования не наблюдается.
Литература: