Евразийский
научный
журнал

Развитие самообразования в России до XVIII века

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2018»  (февраль, 2018)
Количество просмотров статьи: 982
Показать PDF версию Развитие самообразования в России до XVIII века

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв. В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура — фактом самообразования. Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Франциск Скорина в 1517-1518 гг. в Праге выходит в свет славянский Псалтырь, который в то время использовали для обучения грамоте, и который стал своеобразным учебником по самообразованию. Педагогические воззрения Ф. Скорины стали источником мудрости, а его книги — своеобразными учебными пособиями по самостоятельному усвоению знаний. Большое значение придавалось постижению коренных постулатов православия. Изучение их предполагалось как глубокое овладение содержанием священных книг, понимание их смысла, выработка умения их толкования. Основателем книгопечатания в России и на Украине был дьякон церкви «Николы Гостунского Московского Кремля» Иван Федоров (ок. 1510 — 1583). Во времена процветания крепостного права на Руси (XVII — XVIII вв.) самообразованием занимались одиночки, преимущественно выходцы из привилегированных классов. В XVII-XVIII вв. книга получает широкое распространение среди различных слоев населения. Она служит не только источником информации, но и соединяет начальное образование с самообразованием. Школа и распространение книги обеспечили определённый уровень грамотности населения.[1]

Самообразование развивалось не только с ростом числа образованных людей. Делались попытки приобщить наиболее образованную часть общества к чтению и самообразованию с помощью создания монастырских, церковных, школьных библиотек с фондами гражданских книг, среди которых значительно место занимали сочинения античных авторов — Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Увеличение числа образованных людей содействовало развитию самообразования, так как чтение для них стало основой получения самостоятельных знаний. В этой связи ценны педагогические воззрения Ильи Копиевича, которые можно считать определенным вкладом в теорию самообразования. Он одним из первых издал на русском языке учебник о сотворении мира («Уготование и толкование ясное и зело изрядное красноречивое повествование кругов небесных»), о навигации («Книга, учащая морского плавания»), учебник по истории.

Во второй половине XVII века уже можно было говорить о вполне сложившейся собственной полиграфической индустрии России. Воображение поражает жанровое многообразие издававшейся в этот период литературы. Здесь и художественная, историческая, педагогическая литература, публицистика, естественно-научные труды.

В XVIII веке государственная политика приобретает духовно-просветительскую направленность и служит фактором развития самообразования. Увеличивается число образованных людей из народа, получивших начальное образование, что содействовало развитию самообразования.

Существенное влияние на развитие просвещения и идеи самообразования оказал гений М.В. Ломоносова. Создатель первого русского университета своей образованностью, кругозором знаний и научной эрудицией во многом был обязан самообразованию. Труды М.В. Ломоносова полны призывов усваивать науку, совершенствоваться в своих знаниях, использовать книгу для обогащения ума. В становлении самообразования его «Риторика» (Краткое руководство к красноречию) сыграла важную роль, её рассматривают как начало теоретического обоснования прозаического русского языка. Одно из главных ее назначений состоит в том, что она стала едва ли не первой отечественной книгой для чтения и самообразования.[2]

В 1769 году вышел в свет знаменитый «Письменник» Н.Г. Курганова, который содержал множество полезных сведений по риторике, физике, астрономии, мореплаванию, философии и др. Это уникальное пособие имеет огромное культурно-историческое значение, и, в сущности, является первым учебником по самообразованию.

Литература:

  1. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс. 2011. № 6. С. 88-92.Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 С.32-42.
  2. Рубан А.В., Хазова С.А Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183) С.74-80.