Евразийский
научный
журнал

Развитие правового мировоззрения у дошкольников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Февралева Фаина Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 853
Показать PDF версию Развитие правового мировоззрения у дошкольников

Февралева Фаина Алексеевна

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Сегодня очень важно понять, что без решительного изменения традиционных во многом противоречивых взаимоотношений детского сада и семьи нельзя рассчитывать на успех в воспитании всесторонне развитой личности. Поэтому, действительно можно сказать, что конечной целью сотрудничества воспитателей и родителей является благо самого ребенка.

Человек, обладающий правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступления, не допустить превращения страны в удобное поле деятельности отечественных и зарубежных мафий. Он может вместе с такими же, как сам, сделать нашу родину, Россию, счастливой, процветающей страной.

Готовясь жить в правовом государстве, мы должны научить детей жить в соответствии с законами, с Конвенцией ООН и Декларацией прав ребенка. Стержневым формированием личности должно стать уважительное отношение к закону. Учиться жить по закону, уважать закон и выполнять его, человек должен с малых лет, с самого детского сада, со школы.

Для успешного формирования правового сознания в ДОУ ведется планомерная работа с дошкольниками, перед которыми поставлены следующие задачи:

1. Познакомить детей с международными документами (Декларация прав ребенка 1959г, Конвенция ООН о правах ребенка 1989г, Всемирная декларация прав ребенка 1990г)

2.Развивать уважение и терпимость к другим людям.

3. Формировать чувство собственного достоинства.

4. Формировать опыт поведения в среде сверстников, взрослых с учетом норм и правил поведения.

5. Дать представление о правах ребенка, научить пользоваться ими на практика.

6.Формирование правового сознания детей.

Чтобы приступить к обучению детей правам и свободам, необходимо начать формирование правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постепенного движения от самого «Я» до окружающего мира.

Темы для ознакомления детей с основами правового сознания

Старший дошкольный возраст

Сентябрь — «Знакомство с Декларацией прав человека. Право на жизнь, свободу, семью»

Октябрь — «Право на жилье, пищу, имущество»

Ноябрь — «Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь»

Декабрь — «Право на медицинскую помощь и охрану здоровья»

Январь — «Право на образование»

Февраль — «Право на гражданство»

Март — «Право на дружбу и собственное мнение»

Апрель — «Право на индивидуальность»

Май — «Я и общество»

Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, КВН, традиционные праздники-концерты «Моя дружная семья», «Мама, папа, я — спортивная семья», беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные развивающие игры, а так же совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения. Все эти мероприятия дают детям знания, вызывают оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Перечислю несколько методов и приемов, используемых для проведений занятий: использование легенд и исторических фактов, постановка инсценировок из знакомых произведений, сюжетов хорошо знакомых сказок (иллюстрации, видео, диафильмы, мультфильмы), использование проблемных ситуаций, а так же приемов визуальности и сравнения, поиск решения от своего имени или имени другого: если бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в ..., так же широко использую дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Я начну, а ты продолжи», «Как исправить Бармалея», «Помоги Буратино»

Форма занятий разная и она меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия обязательно включают в себя нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип работы — дать детям возможность познать окружающий мир на их собственном опыте и в конкретных делах и поступках.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а так же беседам, рассказам, спорам.

Подводя итог вышесказанному, отвечу, что правовое воспитание готовит дошкольников решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентироваться в своих правах и обязанностях, не выходя за рамки закона. Вот почему необходимо обучить детей элементарному владению прав и свобод каждого ребенка, попытаться раскрыть перед ним значимость этих прав и умение пользоваться ими в наше время.

Литература:

  1. Т.Н. Доронова «Защита прав и свобод ребенка в ДОУ и в семье». Журнал «Дошкольное воспитание» № 9 — 11, 2001 г.
  2. Матус В.М, Инжеватова Т.В., Спирина О.А, Права ребенка. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Методический вестник № 6 1993 г.