Евразийский
научный
журнал

Развитие монологической речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кутергина Ирина Павловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2018»  (февраль, 2018)
Количество просмотров статьи: 2270
Показать PDF версию Развитие монологической речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Кутергина Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 с УИОП
г.Шебекино Белгородской обл.»
E-mail: kutergina.ip@yandex.ru

Воспитывать само­стоятельность и творческое начало у учащихся, форми­ровать умение передавать свои мысли и знания, т.е. развитие монологической речи — одна из основных задач уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе. Для ее решения предлагается следующий при­ем: в начале второго класса, когда дети уже бегло читают и имеют определенные навыки работы с текстом, они за­водят тетради по чтению для дополнительных работ. Тетрадь делят на четыре раздела: осень, зима, вес­на, лето. На каждый раздел отводят несколько страничек. Оформление раздела времени года про­извольное: рисунки, наклейки. На уроке чтения при работе с текстом выбирают элементы описаний времен года, явле­ний природы и выписывают их в тет­радь для дополнительных работ.

Например, в раздел «Зима» ребенок записал следую­щий фрагмент из стихотворения А.С. Пуш­кина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Использовать данный текст ребенок мо­жет по-разному: либо как цитату в своем высказывании, либо при составлении описа­тельного рассказа, либо, выполняя задание на нахождение олицетворения.

Или в раздел «Осень» ученик выписал в тет­радь предложения из текста К.Д. Ушинского, которые характеризуют осеннюю приро­ду (они подчеркнуты): «В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму».

Опыт использования этого вида творческой деятельности в течение нескольких лет доказал целесообразность и успешность применения:

— во-первых, дети начинают обращать вни­мание на описания, которые даются в худо­жественном тексте;

во-вторых, по собственному усмотрению (а не по указанию учителя) могут использо­вать примеры в своих творческих работах;

в-третьих, примеры выразительных средств, которые применяет в художе­ственном произведении автор, становятся для ученика руководством к собственному творческому действию — импровизации, по­иску аналогичного, выражению своего замыс­ла;

в-четвертых, учащиеся хорошо запо­минают прочитанные художественные тек­сты.

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке используются задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

— рассказать от лица журавля о том, как его угощала лиса.

2. «Комплименты»:

— сказать комплимент сказочному, литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»:

— ввести в название сказки новый объект, например «Колобок и воздушный шарик».

4. «Изменение сказочной развязки»:

— придумать другое окончание сказки, рассказа.

5. Изобразить символами характер литературных героев.

На уроках русского языка формированию коммуникативных навыков, а именно монологической речи, способствуют систематически используемые следующие виды заданий:

— «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: „Что я знаю об имени существительном“. Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

— «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения — просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово „пожалуйста“. Запомни: это слово выделяется запятыми» и т.п.

Развитию письменной речи, а также развитию творческих способностей младших школьников способствуют следующие виды заданий.

На уроках русского языка:

— различные виды сочинений. Сочинения-описания: «А дожди бывают разные», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и так далее; сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта...», сочинения-повествования: «О чем поведал весенний ручей», «Осенний парад», «Как приходит зима», «Волшебный цветок» и др.

На уроках литературного чтения:

— сочинение по личным впечатлениям (3-4 кл.) и по прочитанному (4кл.);

— письмо авторам учебника и др.

Один из приемов творческой деятельности учащихся — «Проба пера».

Ребёнок пробует себя в написании загадок, считалок, сказок, стихотворений, былин, даже отдельной главы повести, иллюстрировании произведений.