Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие критического мышления при изучении романа-антиутопии Т. Толстой «Кысь» в вузе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тихомиров Степан Владимирович
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2017»  (май, 2017)
Количество просмотров статьи: 2393
Показать PDF версию Развитие критического мышления при изучении романа-антиутопии Т. Толстой «Кысь» в вузе

Степан Владимирович Тихомиров,
магистрант
Забайкальский государственный университет,
г. Чита, РФ

Цель статьи заключается в разработке нескольких примеров реализации технологии развития критического мышления в ходе изучения студентами-филологами текста романа-антиутопии российской писательницы Т. Толстой «Кысь» (2000). По словам Е. Ковтун, российская литература 1990-2000-х гг. предлагает интересные примеры «фантастических произведений с хорошо разработанной общественной проблематикой» [2; c. 336]. Одним из таких романов является этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия современной российской писательницы Т. Толстой «Кысь» (2000).

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Применение технологии критического мышления как образовательной технологии на занятиях по литературе у студентов позволит помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове.

Распространению концепции критического мышления способствовал выход книги американского психолога Дайаны Халперн «Психология критического мышления» [4]. С.И. Заир-Бек замечает, что «хотя термин „критическое мышление“ известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно» [1; c. 9].

Произведения в жанре антиутопии представляют особенный интерес для развития критического мышления студентов, так как они активно обращаются к проблеме нравственного разрушения личности, характеризуются чертами постмодернизма, созданием новых условных миров, многообразием средств художественной изобразительности. Большинство критиков относят роман Т. Толстой «Кысь» к жанру антиутопии. Действие романа происходит в мире мутировавших растений, животных и людей после ядерного взрыва. Прежняя культура мертва, и только те, кто жил до взрыва (их называют «прежние»), хранят её. Главный герой романа, Бенедикт — сын «прежней» женщины, и после её смерти на воспитание Бенедикта берёт к себе другой «прежний». Он пытается приучить Бенедикта к культуре, что не даёт результата. Кысь — это некое страшное существо, её образ проходит сквозь весь роман, периодически возникая в представлении и мыслях Бенедикта. Сама Кысь в романе не фигурирует, вероятно, являясь плодом воображения персонажей, воплощением страха перед неизвестным и непонятным, перед тёмными сторонами собственной души. Исследователь творчества Т. Толстой У. Шольц отмечает, что автор «попытки своего главного персонажа, мутанта Бенедикта, найти мир, который гибнет в хаосе, какой-то смысл, связывает с многокультурными образами моря, воды и острова» [5; c.78].

Развитие критического мышления при изучении романа-антиутопии Т. Толстой «Кысь» позволит создать проблемные ситуации в процессе обучения, познакомить студентов с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления, создать ситуации выбора; организовать диалог в процессе решения проблемных задач, предусмотреть письменное изложение рассуждений студентов с последующей рефлексией. При таких условиях обучения мышление студентов станет осознанным, самостоятельным, рефлексивным, обоснованным, контролируемым и самоорганизованным, которое и называют критическим мышлением.

Методика проведения занятий по изучению романа Т. Толстой «Кысь» может включать следующие формы работы:

— рассказ-предположение по ключевым словам, связанным с сюжетом романа;

— графическая систематизация материала о поэтике романа в кластеры, таблицы, схемы;

— перепутанные логические цепочки;

— мозговой штурм;

— сюжетная таблица по роману (кто? что? где? когда? сколько?);

— синквейн и др.

Предлагаемые приёмы работы по изучению романа Т. Толстой «Кысь» позволят последовательно включить студентов в мыслительную деятельность, следуя по пути от «простого» к «сложному», что даст возможность судить об уровне овладения мыслительными операциями. Далее при формировании целостного осмысления особенностей поэтики романа, обобщении полученной информации, студенты присвоят новое знание, расширят предметное поле, сформируют собственное отношение к изучаемому материалу. Таким образом, данные методические приемы учебной работы ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, что и является целью концепции развития критического мышления.

Список литературы

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
  2. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М.: Высшая школа, 2008. 405 с.
  3. Толстая Т. Кысь. М.: Эксмо, 416 с.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. 512 с.
  5. Шольц У. Между конструкцией и деконструкцией: утопический остров в романе Т. Толстой «Кысь» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 1. №. 2. С. 77-83.