Евразийский
научный
журнал

Развитие интернационализации высшего образования российских вузов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Насрудин Увайсович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2004
Показать PDF версию Развитие интернационализации высшего образования российских вузов

Ярычев Насрудин Увайсович,доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор,заведующий кафедрой теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"



В сфере высшего образования понятие интернационализации в международной практике включает два аспекта: внутреннюю интернационализацию и внешнюю интернационализацию, или образование за границей.

Интернационализация высшего образования способствует повышению его доступности и качества, внедрению инновационных методов работы в системах высшего образования, укреплению международного сотрудничества.

Чаще всего интернационализация понимается как поддержка студенческой и академической мобильности, путем предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а так же программ, направленных на создание институциональных партнерств в сфере высшего образования. Доминирующим принципом такого подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.

Практика интернационализации показывает, что качество высшего образования и научных исследований повышается за счет привлечения иностранных студентов в новых формах сотрудничества и обмена. Знакомая картина, при которой иностранные студенты после обучения возвращались домой, меняется. Современный студент может учиться в одной стране, затем продолжить обучение в другой и выйти на работу в третьей.

Вместе с тем выгоды интернационализации в высшем образовании не всегда самоочевидны. Например, следует отнестись серьезно к критике относительно уровня знания языка при обучении в другой стране или проблемам нехватки взаимодействия между иностранными студентами и студентами принимающей страны. Такие проблемы наряду с развитием сетевой среды существования современной молодежи приводят к тому, что процесс интернационализации высшего образования за последнее десятилетие приобрел новые формы.

Хотя физическое перемещение студентов и преподавателей (внешняя интернационализация) остается наиболее распространенным, новые технологии и разработки в области экономического и правового поля делают возможными другие формы интернационализации. Так, программы дистанционного обучения (внутренняя интернационализация) означают, что физическая мобильность уже не всегда необходима. Сегодняшние студенты относятся к интернационализации иначе, чем вчерашние, так как она становится частью их повседневной жизни. Они критично оценивают период обучения за границей, отнюдь не всегда отдавая предпочтение пребыванию в другой стране в сравнении с иными формами интернационализации, доступными им другими способами. Чтобы студенты могли выбирать разные варианты из числа предлагаемых, должны быть установлены подходящие организационная структура и правовые рамки, обеспечивающие соединение онлайновой и непосредственной форм обучения, которые дают наилучшие результаты и в наибольшей степени удовлетворяют потребности интернационализации.

Наряду с этими возможностями активно развивается идея свободного потока знаний в условиях мирового растущего спроса на знания. В результате формируется качественно иная потребность в интернационализации, целью которой является создание благоприятного климата для талантов в области знания во всем мире. Талант и знания выходят за рамки границ, формируя новые стратегические рамки интернационализации. То, что в рамках новой стратегии интернационализации во главу угла ставятся знания, позволяет надеяться на то, что рано или поздно созданный в нашей стране перекос, когда спрос на образование больше, чем спрос на знания, будет ликвидирован.

Профессионально-отраслевая динамика также влияет на усложнение региональных связей, как и уровень сформированности социально-производственной инфраструктуры региона. Чем устойчивее взаимосвязи вузов и науки с производством, тем более развиты институциональные механизмы по решению комплексных региональных проблем. Нельзя не отметить и возрастающее влияние трасформационных процессов в высшей школе на усложнение региональных связей. В свою очередь, усложнение региональных связей выступает одним из ключевых факторов активизации международной академической мобильности в российских вузах.[1,с. 100]

По мнению некоторых исследователей, в современных условиях развития высшего образования, имеют особое значение в регионализации российской системы образования [2,с. 1394]. Конечно, регионализация-это логический процесс урегулирования всего комплекса проблем, в том числе связанных с осуществления политики и кадровый потенциал региона: региональная образовательная политика все большее детерминирование региональных проблем занятости населения, миграции... каждая область предназначена для создания собственной системы образования, что не нарушают российское[3, с. 157]. В этой связи, ученые, российские разработана современная концепция конкурентоспособности регионов и региональных вузов. Таким образом, российский социолог л. И. Найденова определяет конкурентоспособность региональных вузов как "часть интегральной характеристикой, которая выражается через способность университетов, чтобы сохранить свои позиции на рынке образовательных услуг, а также востребованность выпускников на региональном рынке труда" [4, с. 137]. Владимир Ворон предлагает такие инструменты, конкурентоспособность региона, как "сборник Экономика" и "маркетинг территории", последний, с другой стороны, включает в себя такие компоненты, как: географическое положение, климат, Размер территории, природные ресурсы, и образ инвестиционный климат, качество управления, образования населения. [5, с. 74] мы согласны с мнением этих авторов, что одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики является спрос на высококвалифицированных специалистов международного уровня и конкурентоспособные предложения на региональном рынке образовательных услуг. Динамика спроса и предложения зависит не только от социально-экономического развития российского региона, инфраструктуры, образования и научных исследований, инновационно-инвестиционный потенциал, но и географическое положение на территории России.

Как известно, современное научно-образовательное пространство региона в последнее десятилетие подвержено серьезным структурным трансформациям вследствие изменения институциональных условий и появления новых институциональных механизмов. Одним из ярких примеров появления новых механизмов расширения и активизации международной академической мобильности на региональном уровне может выступить онлайн-механизм академической мобильности, реализующийся в рамках государственно-частного партнерства, который позволил бы наладить эффективное взаимодействие между опорными точками научно-образовательного пространства, не зависимо от отдаленности российского региона от центров международной интеграции.[6,с.9]

Сегодня в России существуют различные международные программы поддержки академической мобильности студентов, грантовой программы, программы обмена студентов университетов и других (таких как Темпус, Эразмус Мундус, Сократ и др.), а также проекты, ДААД, британский Совет, ЮСАИД, АЙРЕКС, США, EduFrance, работает Международный центр по содействию международной мобильности ученых, студентов и аспирантов России и Европейского Союза на базе ГУ-ВШЭ, российский Совет академической мобильности (РОСАМ) и др. Международные образовательные программы являются мощным средством стимулирования и активизации учебной деятельности студентов вузов в современных, что в итоге способствует формированию конкурентоспособного специалиста востребована на российском и международном рынках труда.

Возможность реализовать потребности своего образования за рубежом, чтобы получить доступ к дополнительным ресурсам и передовым технологиям, востребованным в регионе является для участника академической мобильности, является уникальным. Между тем, при реализации программ международной академической мобильности возникает несколько проблем: а) наличие ограниченного академической мобильности для широкого круга студентов; б) финансовые трудности; в) низкий уровень владения иностранным языком; г) бюрократические трудности в сборе документов для подачи заявления; г) отсутствие неравномерное распределение уровня мобильности (в столичных вузах намного выше, чем в региональных, и т. д.). Несмотря на объявленный государственной политики в укреплении международной академической мобильности, по-прежнему существуют проблемы правового и организационного характера, в том числе связанных с социальными условиями пребывания за границей и безопасности субъектов мобильности. Конечно, дальнейшее развитие стратегий, академической мобильности невозможно без решения таких проблем, как синхронизация программ обучения по специальности (направлению), признание российских дипломов и степеней за рубежом. Участие региона в решении актуальных проблем академической мобильности, в том числе и требование для направления подготовки, будет способствовать активизации ее университетов в России. Отметим, что прослеживается тенденция к развитию международных образовательных программ, учитывающих интересы регионов, который пока не получил видимых проявлений.

В заключение хотелось бы отметить, что говоря об интернационализации образования, следует иметь в виду не только распространенные формы студенческой и академической мобильности, создание интернациональных учебных программ, но и набирающие силу новые формы участия студентов и преподавателей в международном образовательном процессе. Поскольку интернационализация только тогда будет способствовать качеству образования, когда сама будет соответствовать современным возможностям и высоким стандартам, обеспечивающим качество, многообразие, открытость и доступность международного высшего образования.

Литература:

1. Козлова Е.С. Институционализация международной академической мобильности в российских вузах: региональный аспект: диссертация ... кандидата социологических наук.- Улан-Удэ, 2015.- 353с.

2. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1394-1397.

3. Ярычев Н.У .Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: Дис…. доктора педагогических наук / ГОУВПО "Южно-Уральский государственный университет". Челябинск, 2011. – 442с.

4. Найденова Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения.// Социально-политический журнал. 1994. № 12. – С. 134-141.

5. Воронов В.В. Технология воспитания. – М.: Пресса, 2012. – 136с.

6. Бидова Б. Б. Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования //Педагогика высшей школы. 2015. № 3. – С. 8-11.