Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рыжкова Оксана Алексеевна, Рыбенко Нелли Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 2398
Показать PDF версию Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Рыжкова Оксана Алексеевна
МБОУ «СОШ № 3»,
г. Шебекино Белгородской области,
учитель начальных классов
E-mail: ryzhkova2160@mail.ru

Рыбенко Нелли Анатольевна
МБОУ «СОШ № 3»,
г. Шебекино Белгородской области,
учитель начальных классов
E-mail: ribenko.nelli2011@yandex.ru

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к жизни. А русский язык является важнейшим фактором развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка.

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога — развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка. Этой проблеме посвящена и книга Г.А.Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» (для 1, 2, 3 кл.). В соответствии с методикой Г.А.Бакулиной процесс обучения строится таким образом, что у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь и пр. Лингвистическое развитие учеников происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках русского языка.

Для таких уроков характерны творческий подход учителя и активное участие в них детей, учащимся передается часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалом, в формулировке выводов. Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы с понятиями и терминами, творческим зарядом, позволяют удерживать внимание каждого ребенка на протяжении всех этапов урока и воспитывать интерес к урокам русского языка.

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Даже физминутки проводятся с дидактическим заданием по теме урока, с небольшой мыслительной нагрузкой. Её задание составляется не только учителем. Периодически такое право предоставляется детям. Такие физминутки не разрывают, а, наоборот, соединяют между собой структурные части урока.

Например: На доске слова:

делать, сделать, написать, списать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз.

Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слова, которые имеют приставку, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором нет приставки, приседаете.

Изменения в структуре и методике проведения чистописания.

В структуре выделяется две фазы: подготовительная и исполнительная.

Например: на доске слова: нос, лак, лён

Можно предложить детям выполнить следующее задание: прочитайте слова, определите букву, которую мы будем писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? Учащиеся должны дать полный ответ на 2 поставленных вопроса, не нарушая их последовательности.

2-ой этап. Написать на доске цепочку букв (на каждом уроке составлять её по новому принципу) и предлагать детям определить порядок написания букв в данном ряду.

Постепенно задания усложняются.

На доске слова: лампа, ветка, отлетел.

Задание. Определите букву, которую будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект преследуется и во время проведения словарно-орфографической работы. Используются разные приёмы. Один из них использование шифров и кодов. Систематическая работа с шифрами, кодами позволяет формировать абстрактное мышление.

На доске дана запись:

12 1 26 1 (каша)

16 3 7 19( ? )

Определите способ кодирования слова каша. С его помощью найдите новое слово, с которым познакомимся на уроке.

Подберите родовое понятие к слову овёс.

Далее даётся определение, применение, зачитываются пословицы.

Иногда отсутствуют координирующие установки учителя. Это заставляет детей более напряжённо и сосредоточенно мыслить, мобилизовать волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь.

Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке:

odeburpu_1.png

Какие это слова? Как вы их определили?

Найдите смысловое сходство, различие.

Специфика изучения нового материала.

На этапе изучения нового материала предпочтение отдаётся частично-поисковому методу. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала разные виды обобщения. Может быть, по заранее составленному учителем плану. Или использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал.

При закреплении материала подбираются такие задания, которые способствуют формированию таких интеллектуальных качеств как: сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, формирование понятий «род», «вид» и установление характера их взаимосвязи.

Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития выступает работа с текстом. Используемые в процессе ее осуществления тексты в обязательном порядке должны носить воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать его знания окружающем мире. Здесь важно реализовать принцип постепенности и последовательности.

Таким образом, задания несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к русскому языку. Уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников. Возрастает роль самих учащихся в организации учебной деятельности. Используются такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это, в свою очередь, возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

Для развития логического мышления используются разнообразные упражнения и игры.

Вот некоторые из них, которые можно использовать на уроках русского языка:

1. Игра «Зашифрованное слово». (Эта игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.)

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) — по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава(голова) — по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома) — по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия(сарафан) — найти самим спрятанное слово.

Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.

2. Упражнение «Волшебный ряд букв».

Дается любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий.

Задания могут предлагать сами дети.

Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т.

Задания:

а — деление на группы ( гласные — согласные);

 б — составление слов из букв ( пила, лупа, лоб...);

в — записать буквы в алфавитном порядке;

г — найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека);

д — составить предложение или текст, чтобы слова в нем начинались на данные буквы.

(Алеша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.)

3. Игра «Выбывание слов» (игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать).

На доске дается ряд слов.

Задание. Ученики должны найти то единственное слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.

Например:

Гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает.

а — ловили — единственный глагол множественного числа;

 б — выбросил — единственный глагол прошедшего времени;

в — встречает — глагол 1 спряжения;

г — нагревает — глагол с приставкой;

д — гонит — глагол-исключение.

4. Составление предложений. (Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов).

Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.

Например:

река, ручка, собака.

5. Упражнение «Поиск общих свойств».

(Упражнение учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов.)

Даются два слова, мало связанных между собой.

Задание. Назвать как можно больше признаков этих предметов.

Например:

Шкаф и лодка — сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вместимость...

6. Игра «Составить цепочку». (Игра учит сравнивать, находить общее и различные свойства предметов.)

Даются два слова.

Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

Например:

лес — пирог; доска — синица.

Ответы:

Лес- земляника — начинка — пирог;

Доска — кормушка — семечки — синица.

7. Упражнение «Дай определение». (Упражнение учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки, позволяет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род — вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно.)

Задание. Заполнить пропуски в предложении.

Например:

Корень- это часть слова, которая ______________.

Орех — это ____, у которого _______.

______________ - это посуда для хлеба.

Представленные упражнения, игры вызывают у детей большой интерес. А интерес порождает желание познать мир, и самого себя. Подобные учебные задания, как показывает опыт, позволяют повысить уровень развития воображения и других психических процессов младшего школьника.

Литература

  1. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» Москва, Педагогика, 1986г.
  2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Москва 1999г.
  3. Занков Л.В. «Обучение и развитие» Москва, 1975г.
  4. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников» Академия развития, 1999г.