Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Разработка программы внеурочной работы по географии "Формирование краеведческих знаний учеников"

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рокотова Екатерина Игоревна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 2423
Показать PDF версию Разработка программы внеурочной работы по географии "Формирование краеведческих знаний учеников"

Рокотова Екатерина ИгоревнаМагистрант СКФУ Ставропольский край, г. СтавропольE-mail: rokotova92@mail.ru

Научный руководитель: Жиренко Г.НКандидат географических наук, доцент СКФУ



Ключевые слова (на русском языке): внеурочная деятельность, этапы внеурочной работы, виды внеурочной деятельности, туристско-краеведческая деятельность.

Аннотация (на русском языке): современные темпы развития общества, ставят педагога перед необходимостью постоянно усовершенствовать образовательный процесс, так как важно не столько преподнести информацию ученикам, сколько донести эти сведения к сознанию ребенка. В связи с этим учитель прибегает, к разного рода, внеурочным занятиям, которые могут развить познавательный интерес к теме и в общем к предмету.

Keywords (in English):extracurricular activity, extracurricular stages of work, types of extracurricular activities, tourist and local lore activity.

Annotation (in English):the current pace of development of society, the teacher put before necessity to constantly improve the educational process, as it is not so important to present information to students, how to convey this information to the consciousness of the child. In this regard, the teacher resorted to all sort of extracurricular activities that can develop cognitive interest in the subject and in to the subject.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий[1, с. 214].

Цель данной статьи состоит в разработке внеурочной программы, которая в дальнейшем может быть использована для детей 7-го класса. Важное место в эффективной внеурочной работе учителей должна уделяться выявлению правильного выбора видов внеурочной деятельности, выяснению наиболее актуальных проблем, требующих решения, а также распространению позитивного опыта, для этого необходимы следующие этапы:

1. Диагностика личности ученика.

Как развивается ребенок? На какие ценности ориентируется? Отношение ребенка к окружающему социуму и к самому себе?

2. Диагностика детского коллектива.

Влияние коллектива на ученика очень значительно и многоаспектно, коллектив – один из важнейших условий развития личности ученика.

3. Диагностика профессиональной позиции преподавателя.

Необходимо понять является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога, или педагог выполняет свои обязанности.

Также важно выяснить какие ценности развиты у педагогов, или работа выполняется формально и равнодушно.

Сформирована ли у вос​питателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника[2, с.124].

На основе описанных выше этапов был произведен анализ предложенной нами программы.

Внеурочная   деятельность может быть организована по следующим видам деятельности:

1) игровая;

2) познавательная;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная;

5) художественная;

6) социально- творческая;

7) трудовая;

8) спортивно-оздоровительная;

9) туристско-краеведческая[1, с. 216].

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное;

2) художественно-эстетическое;

3) научно-познавательное;

4) военно-патриотическое;

5) общественно полезная деятельность;

6) проектная деятельность.

Нами была разработана программа внеурочной работы по туристско-краеведческой деятельности.

Данная программа проводилась на территории г.Ставрополя, она представляет собой экскурсию по основным историко-краеведческим местам города. Каждому ученику была выдана тема (исторический объект города), ученик должен был на пару минут почувствовать себя экскурсоводом и рассказать об объекте основные факты достопримечательности.

Главным элементом внеурочной работы являлось, современное в наше время, веяние – это Селфи (разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру[3]) ученик после своего выступления должен был сделать фотографию, которая затем была использована для стенда основных исторических мест г. Ставрополя. Тем самым ученики получают не только полезную информацию о городе, в котором живут, но и еще могут отвлечься на любимое всеми занятие – фотографии.

Ученику, который представил лучшее сообщение и фотографию была представлена награда в виде отличной оценки.

В программе были представлены следующие места (достопримечательности находятся в шаговой доступности друг от друга):

1.Памятник Ермолову;

2.Памятник Лермонтову;

3.Александровская площадь;

4.Монумент Ангел-хранитель Города;

5.Краевой музей изобразительных искусств;

6.Андреевский кафедральный Собор;

7.Ставропольский театр кукол;

8.Картинная Галерея П.М.Гречишкина;

9.Государственный краеведческий музей-заповедник им. Прозрителева и Праве;

10.Памятники Суворову;

11.Вечный Огоньи Обелиск Славы;

12.Дом книги;

13.Крепостная гора;

14.Театр драммы имени М.Ю. Лермонтова.

Данная программа была продиагностирована в соответствии с этапами внеурочных работ: были проанализированы личности учеников в классе и в процессе экскурсии (посредством наблюдения) и отмечена большая открытость и раскрепощенность во время внеурочной деятельности, ученики активно вступали в дискуссии исторического характера, задавали вопросы, была отмечена большая заинтересованность.

Продиагностировано влияние коллектива. Нами было отмечено положительное влияние коллектива на отдельных учеников в начале экскурсии и ухудшение этого состояния к концу, это наблюдение объясняется усталостью учеников (40%) и неформальной обстановкой (60%).

По окончанию внеурочной работы был проведен опрос, насколько интересно было ученикам, что нового подчерпнули и что больше всего понравилось.

Опрос показал, что 100% детей отметили экскурсию интересной и увлекательной. Также 100% учеников считают, что внеурочные занятия повышают интерес к предмету.

На вопрос «что больше всего понравилось» 70%детей отметили – хорошую подготовку учеников в качестве экскурсоводов, непринужденную беседу, информативность занятия, остальной процент класса увлек процесс фотосъемки.


Список литературы

1.  Михайлова,  Л.А.  Краеведение во внеурочное время: Школьное творческое объединение "Турист-историк, геоэколог" / Л. Михайлова // Народное образование. - 2003. - N 3. -  214-217 с.

2.  Савина, Е.М. Внеурочная познавательная деятельность, как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения.-Ярославль.- 2006. – 124-125 с.

3.  Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org