Евразийский
научный
журнал

Разнообразие форм работы по достижению метапредметных результатов обучения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кутергина Ирина Павловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2018»  (февраль, 2018)
Количество просмотров статьи: 1233
Показать PDF версию Разнообразие форм работы по достижению метапредметных результатов обучения

Кутергина Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 с УИОП
г.Шебекино Белгородской обл.»
E-mail: kutergina.ip@yandex.ru

Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы деятельности — познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Реализация формирования УУД требует применения различных форм организации учебной деятельности на уроке, использование оптимального сочетания фронтальной, индивидуальной, парной и групповой форм работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе, стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, вовлекать в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ориентирована на средних учащихся (объем и уровень сложности материала, темп работы). Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Снижение темпа негативно скажется на сильных учащихся, которых удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной деятельности.

Необходима такая форма организации процесса обучения, которая позволит активное участие каждого школьника в планировании, обсуждении, контроле, оценке, рефлексии. Это коллективно-распределительная деятельность: взаимодействие учащихся в группах и парах.

Групповая работа — это большое количество приёмов, когда несколько учащихся получают задание, которое требует сотрудничества и обсуждения по инициативе учащихся. Она предусматривает работу в «небольших» группах (с шести и менее человек). Именно в таком маленьком коллективе каждый чувствует безопасность, не так уязвим для критики, освобождается от страха, стремится к успеху, чувствует ответственность. Педагогами разработаны и используются различные способы образования групп и модели групповой работы. В ходе решения задачи между участниками группы распределяются роли (писарь, организатор и др.), которые могут плавно переходить друг от друга. Совместно с учителем вырабатываются правила работы, на основе которых будет организована совместная деятельность детей.

Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. На первом этапе дается оценка умению сотрудничать, позже — результативность, умение «придумывать» аналитические вопросы.

Существуют следующие виды групповой работы: «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Пазлы», прием «Зигзаг», написание синквейна и др. Формами групповой работы являются уроки-проекты и конференции.

Парная работа — это работа в группе из двух человек. Строится она на основании тех же правил, что и работа в более численной группе. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля.

Виды деятельности в парах.

1.Диалоги.

2.Работа по решению малой учебной задачи.

3.Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы.

4.Подготовка к слиянию в группу (при работе над ошибками).

5.Отработка способа решения, контроль за применением способа.

Групповая и парная работа — шаг к индивидуализации обучения. Ученик, решая общие задачи, готовит себя к решению задач индивидуально.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Данная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщения пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе.

Правильная организация, эффективное использование различных форм учебной деятельности на уроке создает основу для самостоятельного успешного усвоения им новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.