Евразийский
научный
журнал

Размышления о роли учителя в современном обществе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Турчина Елена Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 567
Показать PDF версию Размышления о роли учителя в современном обществе
Турчина Елена Владимировна, учитель математики, blagovest737@gmail.com МБОУ «СОШ № 5», п. Айхал МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Российская Федерация

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский

Испокон веков в народе чтят людей, о которых можно уважительно сказать УЧИТЕЛЬ. И воистину счастлив тот, кого когда-нибудь кто-нибудь назовёт своим учителем. Именно он, учитель, обладает даром видеть и понимать КОСМОС человеческой души, связывать прошлое, настоящее и будущее в волшебном карнавале мудрых слов и творческих дел. 

Высота творческого одержимого труда учителя даёт почувствовать себя сильным. И тебе не страшно, что наступит вечер твоей жизни. Потому, что ты смог зажечь не тихую, боящуюся ветра свечу, а светлую неугасающую звезду познания жизни, освещающую путь твоим УЧЕНИКАМ!

Размышляя о роли учителя в современном обществе, я утверждаюсь в мысли о том, что нет ничего священнее и важнее для учителя чем воспитать в человеке чувство патриотизма, чувство трепетной заботы о природе родного края и всей планеты в целом. Сформировать у воспитанников понимание того, что наша жизнь становится более стабильной и безопасной, мы испытываем больше покоя, радости и удовлетворения, если изо всех сил стараемся применять полученные нами знания так, чтобы жить в гармонии с природой и вечными общечеловеческими ценностями, выполняя нравственные заповеди.

Перспективы развития современного общества ставят перед учителем задачу воспитания личности, способной самостоятельно изучать и применять полученную информацию, искать способы и средства рационального использования приобретенных знаний. Научить учащихся самостоятельно изучать тот или иной вопрос, самостоятельно ставить перед собой проблему для изучения, овладевать комплексом умений и навыков самостоятельной работы, применять полученные знания на практике, - вот неполный перечень задач, стоящих перед современным учителем. Но в условиях распространения глобальных компьютерных сетей, содержащих огромные объемы научно-технической информации и доступных практически каждому, у воспитанников существует возможность самостоятельно, порой без помощи учителя получить необходимую важную информацию. А вот научиться любить своё Отечество, возможно лишь при активном, деятельном и эмоциональном участии учителя. Только талант учителя, лексическое многообразие и богатство его речи, палитра его возвышенных чувств и эмоций захватывающе увлечёт воспитанников, не давая повода усомниться в приоритетах любви и служения Отечеству. Это должно идти от сердца к сердцу! В этом и есть высшее предназначение учителя в современном обществе, его миссия и сверхзадача.

Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Важен эмоциональный фактор, поскольку эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность деятельности учителя. Они в воспитании чувства патриотизма, как впрочем, и любого другого нравственного качества, - необходимейшее слагаемое эффективности деятельности педагога. Возвышенное чувство гордости за великие достижения российских учёных, космонавтов, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство священной благодарности ратным подвигам нашего народа, спасшего народы Европы от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы прошедшего столетия, трепетное беспокойство и боль за экологические, экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и  заключается эффективность развития чувства патриотизма у подрастающего поколения, которое придёт нам на смену.

Мир стал открытым – хотя бы виртуально. Едва ли кто станет спорить, что в сегодняшнем открытом информационном мире этнокультурная идентификация всё более поглощается социокультурной, которая, в свою очередь, буквально на наших глазах приобретает глобальный характер. Именно во всё более ширящемся диалоге с разными культурами и культурными явлениями проходит социализация современной молодежи. Никто не спорит, что это очень важно для развития личности нашего современника, но реализация им своего потенциала должна происходить в тесной связи с вековым жизненным опытом нашего народа.

Волна квазикультурных западных ценностей, обрушившаяся в последние десятилетия и затягивающая молодежь, внедряющая социально-негативные модели поведения, разлагающая умы и сердца молодёжи, влияние «масс-медиа», пропагандирующие западный образ жизни и ценности, реальный отход отечественных средств массовой информации от проблематики и опыта патриотического и нравственного воспитания, является дополнительным аргументом в пользу того, что учитель сегодня не просто носитель сложной информации, знаток методических тонкостей, но и воспитатель нового поколения. В современном обществе он представляет службу особого рода: формирование или переориентирование воспитанников на возвышенную красоту любви к родному краю, родной культуре, родной истории и активный путь патриотического ученичества, к осмысленной, радостной и нравственной жизни. В последние десятилетия мы стали праздновать в феврале день сурка, день влюблённых и совершенно предаём забвению священные для нашего народа памятные даты: 2 февраля отмечается День воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, а не день сурка; 14 февраля – День освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня мы видим негативные тенденции влияния этих западных ценностей и квазикультуры на молодёжь. Кое-кто из них устремился в поисках самореализации в непризнанное государство ДАИШ, а по сути своей, являющееся террористической организацией. О патриотическом воспитании говорится много и постоянно. Но не поможет ли глубже и объемнее взглянуть на него наш собственный опыт минувших десятилетий? Не возвращается ли самой жизнью в повестку дня необходимость с новой силой осмысления такого явления, как патриотизм? Недооценка задачи формирования патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества, и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания молодёжи России и роли учителя в этом процессе. Следует активизировать работу по возвращению в культурную память подрастающего поколения нравственных ценностей, присущих народам Российской Федерации, формированию чувства ответственности за настоящее и будущее страны, и народа. Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей основы российской государственности, необходимость решения проблем воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, происшедших в России, новых требований и вызовов, с которыми сталкивается Россия, приводит к усилению роли учителя в современном обществе.

Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему народу, гражданству, языку, истории, традициям. Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру и историю нашего народа как пространство, питающее духовное и нравственное развитие учащихся в условиях современной школы.

Патриотизм является единственной национальной идеей в России, считает президент страны Владимир Путин. В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, уверен президент Владимир Путин. «Это и есть национальная идея», — заявил глава государства в ходе встречи с Клубом лидеров, объединяющим предпринимателей из 40 регионов страны в феврале 2016г.


Список литературы:

1. Г. К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

2. М.В. Богуславский. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9