Евразийский
научный
журнал

Различные формы нетрадиционных уроков в начальной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Обулова Феруза Бозоровна, Жураева Гулнора Сафаровна, Жумаева Нигора Эркин кизи, Хафизова Кундуз Хурсановна, Тиловов Панжи Дилмуродович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2018»  (август, 2018)
Количество просмотров статьи: 278
Показать PDF версию Различные формы нетрадиционных уроков в начальной школе

Обулова Феруза Бозоровна
Преподователь школы № 5 Сариасийнского района

Жураева Гулнора Сафаровна
Преподователь школы № 12 города Термез,

Жумаева Нигора Эркин кизи
Преподаватель школы № Джаркурганского района,

Хафизова Кундуз Хурсановна
Преподаватель школы № 59 Алтынсайского района

Тиловов Панжи Дилмуродович
Преподаватель школы № 33 Шерабадского района

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

1.Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя — мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.

2.Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.

3.Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся,

4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.

5.Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.

6.Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.

7.Совершенствование типологии и структуры урока.

Общие требования к современному уроку кратко можно сформулировать так:

-вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

· формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

· повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

-формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

-вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

-формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Для того, чтобы уроки удовлетворяли данные требования, недостаточно использовать только традиционные формы их проведения

Отличительные черты нетрадиционного обучения

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций. Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы.

Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6-9-летнем возрасте, который характеризуется повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Такое воздействие способно компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей).

Список литературы

  1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. — М., 1987
  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998, № 4.
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.—№ 6. с.46.
  4. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, № 6
  5. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина Не совсем обычный урок — Воронеж, 2006.
  6. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики. Начальная школа. 1997, № 2