Евразийский
научный
журнал

РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ (учебный предмет- английский язык)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алейникова Анна Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №12 2020»  (декабрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 59
Показать PDF версию РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ (учебный предмет- английский язык)

Алейникова А.Н.
учитель
учебный предмет- английский язык

Цель моей педагогической деятельности исходит от специфической особенности предмета, который я преподаю. Она нацелена на «практическое овладение иностранным языком», а также создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении английского языка, социокультурное развитие учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка.

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников — одна из главных проблем современной школы. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему — наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы — «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Ю. Бабанский и В. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К числу внешних причин в первую очередь они относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе, а также несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях, отрицательное влияние семьи и т.д.)

А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты: здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благополучия семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабое развитие волевой сферы. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности.

Можно выделить следующие типы неуспеваемости учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению («хочет, но не может»).

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («может, но не хочет»).

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («не хочет и не может»).

Итак, особенности неуспевающих учащихся:

-низкий уровень знаний, как следствие этого,

-низкий уровень интеллектуального развития,

-отсутствие познавательного интереса,

-не сформированы элементарные организационные навыки,

-учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения,

-нет опоры на родителей как союзников учителя — предметника, дети, в основном, из асоциальных семей,

-отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся,

-частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого

-низкий уровень интеллекта.

Иностранный язык — это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.

Признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.

Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка используются разнообразные формы и методы работы:

1. В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения используются игры, ситуативные беседы.

2. Проводятся игры- соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).

3. Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.

4. Для работы с грамматическим материалом широко используются грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами.

5. Для работы со слабоуспевающими используются рисунки кроки, т. к у детей возникают трудности при составлении текста пересказа на русском языке. Рисунки- кроки помогают ученикам составить, например, минимум предложений по теме, изобразить на бумаге то, о чем они услышали при аудировании.

6. Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Это обычно происходит на 3 или 4 год обучения. Причины тому слаборазвитая или кратковременная память. Следует проводить упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации. После таких упражнений лексика «уходит в долгую память».

7. Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй — повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.

8. Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический ) с последующей коррекцией.

9. Для работы со слабоуспевающими необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

-специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек — заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

 -карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, грамматическими схемами;

-карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;

-карточек для индивидуальной работы; — заданий с выбором ответа;

-перфокарт;

-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.