Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Пути совершенствования подхода к системе подготовки кадров для железнодорожного транспорта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хушит Любовь Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2019»  (март, 2019)
Количество просмотров статьи: 1196
Показать PDF версию Пути совершенствования подхода к системе подготовки кадров для железнодорожного транспорта

Бондарева Ольга Витальевна
Мастер производственного обучения,
РУТ МИИТ МКЖТ ИПТ,
Россия, г. Москва
E-mail: olga.harley@mail.ru

Минобрнауки России провело мониторинг, чтобы выяснить текущее состояние учреждений системы среднего профессионального образования. Итоги исследования были освещены на пресс-конференции «Кадры новой России: как готовят востребованных для экономики специалистов», которая проходила в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

«Создание высокопрофессиональных молодых специалистов во всех отраслях экономики, науки, культуры, это задача первостепенной важности для всей страны, — сказала заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова. — Как известно, с некоторых пор колледжи и техникумы были переданы с федерального уровня на региональный. Мы решили провести мониторинг и выяснить, что произошло в системе среднего профессионального образования за последние годы, каково состояние этих учреждений».

По словам замминистра, с 2012 по 2016 годы количество образовательных организация системы СПО снизилось с 5053 до 3900. Также сократилось и число обучающихся — с 2,97 миллиона человек до 2,85 миллиона. Правда, на то есть вполне объективные причины: помимо всем известной демографической ямы, приведшей к общему уменьшению численности детей в стране, налицо результаты оптимизации сети образовательных учреждений, в результате чего многие училища и техникумы стали подразделениями крупных многопрофильных центров профессионального образования.

Растёт количество школьников, которые после 9 класса желают продолжать обучение в колледжах и техникумах, — констатировала Людмила Огородова. — Однако всё меньше из них хотят стать непосредственно рабочими, овладев начальными профессиональными компетенциями, зато всё больше предпочитают средние профессиональные компетенции.

Эта тенденция также имеет своё объяснение. В частности, с 2011 года финансирование системы СПО за счёт местных бюджетов увеличилось более чем в два раза (с 81,8 до 189 миллиардов рублей), а вот на НПО регионы стали выделять средств в разы меньше (с 60,3 миллиарда в 2011 году до 0 в 2014 году).

(В то же время напомним: недавно Институт образования НИУ ВШЭ провел исследование, в результате которого выяснил, что треть выпускников, оставивших школу после девятого класса, жалеют об этом решении).

Иными словами, регионы сильно постарались, чтобы повысить привлекательность колледжей и техникумов. И всё же, как показывают результаты мониторинга, пока что львиная часть всех средств уходит на поддержание образовательных организаций на должном уровне, в то время как на развитие материальной базы и приобретение новейшего оборудования тратится лишь 5% бюджета.

К счастью, ситуацию способны изменить принятые ещё в 2014 году ФГОС для системы среднего профобразования. Они предполагают не только профессиональное развитие управленческих и педагогических работников, но и формирование инфраструктуры для полноценной реализации новых стандартов. Кроме того, ФГОС очень органично сочетаются с комплексом мероприятий в рамках международного соревнования профессионального мастерства WorldSkills International, которое также предусматривает повышение квалификации, способность работать с современным оборудованием и так далее. К слову, Генеральной ассамблеи WSI местом проведения мирового первенства 2019 была выбрана Казань. Это огромный стимул к развитию всей системы профобразования у нас в стране.

Изменения происходящие в связи с обновлением технического потенциала ОАО «РЖД», внедрением высокоинтеллектуальных технологических процессов при обслуживании оборудования требуют применения новых подходов в образовательной политике. Это касается, прежде всего, отбора приоритетов, осмысления методических аспектов выбираемых систем обучения, используемых методов и приёмов в практике образовательных учреждений.

Не будет лишним вспомнить и заявления сегодняшних работодателей, предъявляющих требования к выпускнику как работнику, который уже с первого дня сможет приступить к своим обязанностям и выполнять их как квалифицированный специалист с опытом работы. Осмысление этих проблем привело к общему выводу, что хороший вуз, независимо от своего профиля, отраслевой принадлежности и статуса, должен не только учить думать и навыкам какого-либо ремесла, но тому, как думать, как добыть самостоятельно нужные знания и быть способным ориентироваться в динамично изменяющемся мире, быть готовым к самостоятельному решению постоянно возникающих проблем, как самостоятельно оценить удачность или неудачность своего выбора. Несомненно, комплект того, что характеризует современного человека со специальным образованием, может быть дополнен, но количество не меняет сути. Как было выявлено, образование построено — прежде всего, на генерации новых знаний. Пока студент учит только то, что написано в учебниках, которые, в лучшем случае, пятилетней давности. И на этом процесс обучения заканчивается. Необходимо, чтобы студент не только освоил эти знания, но и выделил нерешенные проблемы и предложил пути их решения; — второе вытекает из первого. Предложение должно найти свое продолжение в лаборатории, где надлежит смоделировать эту ситуацию, и в эксперименте, в котором надлежит проверить данную идею. И если она окажется верной, то разработать новую технологию.

Метод анализа конкретных ситуаций занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из повседневной или профессиональной практики. Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики. Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены им в процессе обучения. Главное же — обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.

При подготовке и проведении учебного занятия в образовательных учреждениях методом анализа конкретных ситуаций преподаватель сталкивается с рядом трудностей:

1) низкий уровень знания содержания метода;

2) нет понятия места метода в структуре занятия;

3) отсутствие опыта применения его на практике;

4) отсутствие уверенности в эффективности применения методов в образовательном процессе.

Необходима опробованная методика подготовки и проведения занятия в образовательных учреждениях в форме метода анализа конкретных ситуаций которая должна содержать указания, технологический процесс и рекомендации практического применения метода в структуре занятия.

Нужно теоретически обосновать и разработать методические указания преподавателю для организации учебного занятия в форме анализа конкретной ситуации:

1) обосновать теоретические основы проведения учебных занятий с использованием анализа конкретных ситуации в образовательных учреждениях;

2) разработать и апробировать методические указания преподавателю по организации учебного занятия в форме анализа конкретных ситуаций;

3) выработать рекомендации преподавателям учебных образовательных учреждений по эффективному использованию метода в учебном процессе на материалах эмпирического и теоретического методов исследования.

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры. Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО «Российские железные дороги». Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Прием и выпуск студентов на очное обучение в государственные (муниципальные) учреждения среднего профессионального образования по Центральному округу Российской Федерации, Московской области и городу Москве, согласно статистическим данным ФГНУ «Центр социологических исследований» с течением времени постоянно уменьшается. При выпуске специалистов по Московской области в 2003 году — 14300 человек, в 2013 году выпущено — 11200 человек. По городу Москве в 2003 году — 23600 человек, в 2013 году выпущено — 16400 человек. Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года это подтверждает.

Необходимо, для совершенствования подготовки кадров на транспорте, применять современные педагогические методики. Усилить связи предприятие — образовательное учреждение. Нельзя останавливаться на достигнутом, иначе РЖД в скором будущем будет испытывать нехватку квалифицированных кадров.