Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психолого-педагогические условия развития мотивации достижений учащихся начальных классов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Макарова Марина Викторовна, Колганова Наталья Владимировна, Хайдукова Юлия Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2062
Показать PDF версию Психолого-педагогические условия развития мотивации достижений учащихся начальных классов

Н.В. Колганова,
Ю.И. Хайдукова,
М. В. Макарова,

МБОУ ООШ №38,
Россия, г. Ленинск-Кузнецкий
E-mail: marinamakarova1978@inbox.ru

На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий. Для педагога чрезвычайно важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка. Совокупность условий, с позиции, оценки которых учащиеся выбирают достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности. Ниже смоделированы эти условия.

Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в младшем школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

На интерес к задаче и стремление к достижениям оказывает влияние оценка человеком собственных способностей. В оценке собственных способностей большую роль играет самооценка. Так, помощь учителя позволяет трудную или умеренно сложную задачу перевести в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию достижений у слабомотивированных на успех учащихся. Чем выше сам человек и другие, значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Характер влияния деятельности на образование у человека мотива достижения требует соблюдать на учебных занятиях следующие принципы или правила:

-задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий, так как от их решения откажутся как высокомотивированные, так и слабомотивированные и ориентированные на избегание неудачи учащиеся;

— деятельность должна предоставлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать развивающемуся уровню притязаний школьников;

— нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности, создающие возможности для переживания чувства успеха разными учащимися;

— в задачах должна присутствовать активизирующая мыслительную деятельность школьников степень новизны;

— слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Вторым важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельность, как известно, может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи. Поэтому помимо самого побуждения ребенка к самостоятельности для развития мотива достижения, имеет большое значение то, какими методами или способами это делается.

Так, установлено, если побуждение к достижениям осуществляется слишком жестко, например, с помощью ограничения свободы, угрозы наказания, то мотив достижения у таких детей не развивается. Напротив, контроль и наказания, как правило, формируют мотивацию избегания неудачи даже тогда, когда целью взрослого было побуждение ребенка к получению более высоких результатов.

Говоря о методах побуждения к достижениям, нельзя не сказать об оценке деятельности учащегося, которая влияет на формирование самооценки личности и на ее устойчивость. Вообще наиболее результативна та оценка, которая выставляется не одним человеком, например, учителем, а находит подтверждение и у других людей: независимых экспертов, одноклассников. Для того чтобы оценка носила мотивирующий характер, учитель должен следовать следующим правилам:

— всех учащихся, показавших одинаковые результаты, оценивать одинаково;

— стремиться при оценке подчеркнуть те стороны деятельности, которые особенно значимы для самого ученика;

— оценивая, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников;

— уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность, несмотря ни на что;

— стремиться уйти от нежелательного в общении с учеником эмоционального напряжения, испуга, обиды, раздражения;

— обсуждать с учениками (группами) причины ошибок и пути их исправления, иметь конструктивный характер;

— добиваться того, чтобы ученик действительно (а не формально) принял оценку и знал, как ее улучшить;

— создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.

И, наконец, еще одно условие — это влияние на развитие мотивации достижения личного примера и ролевого поведения значимых взрослых, учителей, а также родителей — матери и отца. Направленность взрослых на формирование мотивации достижений связана с их собственной мотивацией. Ориентация на достижения взрослых положительным образом сказывается на мотивации ребенка, для которого поведенческие модели взрослого в какой-то степени служат эталоном, образцом для подражания или, по крайней мере, тем образцом, с которым он вынужден наиболее часто соприкасаться.

Однако было бы неверным развивать потребность только в индивидуальных достижениях. Большинство учащихся работают в коллективах и выполняют часть коллективной работы. Результативность коллективной деятельности зависит от готовности каждого члена коллектива вкладывать собственные усилия в достижение общих целей. Этому нужно специально учить, развивая мотивацию коллективных достижений путем включения детей в парную и групповую работу.

Для возникновения у учащихся их собственной мотивации важно, чтобы они знали, каких результатов ждет от них учитель, и по каким показателям будет оценивать их деятельность.