Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психолого-педагогические аспекты профориентационных работы общеобразовательных школах

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нурмаматов Абдумалик Шерматович, Гадоева Тухфа Жумакуловна, Кадирова Зебунисо Маликовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2018»  (сентябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 2080
Показать PDF версию Психолого-педагогические аспекты профориентационных работы общеобразовательных школах

Нурмаматов Абдумалик Шерматович
Старший преподаватель
регионального центра повышения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском государственном Университете,

Гадоева Тухфа Жумакуловна
психолог
общеобразовательной школы №16 Узунского района,

Кадирова Зебунисо Маликовна
психолог
общеобразовательной школы № 3 города Термез

Повышение роли и значения ориентации школьников на подготовку к самостоятельному и обоснованному решению выбора сферы трудовой деятельности, формирование у них социально-психологической зрелости при решении сложного вопроса выбора профессии требует, прежде всего, знания научных основ процесса профессионального самоопределения лич­ности.

В процессе профконсультационной работы недооценива­ется его саморегулятивные возможности, не стимулируется собственная активность. Важность и сложность решения этой задачи настоятельно тре­буют рассмотреть концепцию профессионального самоопределения, в ко­торой личность выступает как активный участник процесса подготовки.

Для развития тео­рии профессионального консультирования важное значение имеет знание психологических закономерностей развития человека в профессиональном отношении на разных возрастных этапах и руководство его деятельностью в самоопределении на основе этих закономерностей. Предмет профконсультации включает условия и закономерности становления, формирования субъекта деятельности на стадии оптации (вынашивания решения о профессиональном старте), а практика профкон­сультации определяется им как частный случай взаимодействия опреде­ленного формирующегося субъекта деятельности с требованиями общест­ва в отношении нужной ему производительной силы.

В психологии под самоопределением личности понимается созна­тельный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Определение собственной позиции — сложный процесс, харак­теризующийся определенными закономерностями.Однако в силу недостаточного жизненного опыта учащимся трудно оценить себя и принять обоснованное решение о выборе профессии. В этом случае представляет интерес, при каких услови­ях и в какие периоды формирования личности ею осознаются отдельные этапы самоопределения, какова динамика данного процесса.Проблема самоопределения, не может быть решена в отрыве от проблемы взаимоотно­шений человека с окружающим миром. Изу­чение психологии деятельности, всегда реально исходящей от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности — ее мотивов (побуждений), целей, задач. Су­щественным, определяющим, не биологические, а общественные закономерности развития человека. Суть заключается в том, что необходимо изучать «реальных жизненных индивидов» в их ре­альной обусловленности. Процесс становления человеческой личности включает в себя, сознание и самосознание, которые опре­деляют процесс развития сознательной личности.

Сознание определяется как высший уровень психического отражения деятельности, присущей только человеку.Самосознание, является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление школьника практическим субъектом, созна­тельно выделяющимся из окружения. У юноши совершается эта работа; вырабатывается практическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь неволь­но с особой остротой ставит перед ним вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности. Это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию само­сознания.

Развитие самосознания проходит ряд ступеней — от наивного не­ведения в отношении самого себя до адекватной самооценки. В процессе развития самосознания школьника центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. Процесс профессио­нального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух сис­тем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой стороны — система общественного ориентирования мо­лодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. При этом процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновени­ем, расширением и углублением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профессии.

Психологическое содержание процес­са профессионального самоопределения состоит не только в направленно­сти на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних, пси­хологических оснований этого выбора, возникает потребность в осознании собственных качеств и возможностей в связи с задачей определения жиз­ненного пути. Субъективно эта духовная потребность переживется юно­шами и девушками как стремление понять свое призвание, разобраться в возникающих колебаниях и сомнениях. В этой связи содержание процесса профессионального самоопределения включает знания о субъективных основаниях своего выбора, ориентировку в самом себе, необходимую для регулирования собственной активности. Эта задача разрешима, поскольку ограниченность профессионального само­сознания в ранней юности обусловлена не. столько возрастными особенно­стями, сколько ограниченностью опыта трудовых отношений и психологи­ческой непросвещенностью, то есть факторами, поддающимися коррекции.

Потребность в профессиональном самоопреде­лении является одним из важных психологических новообразований стар­шего школьного возраста.

В отношении подросткового возраста выбор профессии может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или других обстоятельств (подражание то­варищам, влияние родителей). При этом подростки часто практически ни­чего не знают об избранной профессии или имеют поверхностное пред­ставление о ней. На стадии формирования профессиональных намерений сущест­венное значение для динамики профессионального самоопределения име­ют: жизненные перспективы, реализуемые в представлениях о будущих профессиональных достижениях; прошлый опыт личности; уровень разви­тия ее специальных способностей; содержание образования; престижность профессии или специальности; уровень первоначальной ориентировки в различных сферах профессиональной деятельности.

Следует отметить также, что динамика профессионального самоопределения характеризуется противоречиями. Наиболее общим из них является противоречие между потребностью человека в профессиональном самоопределении (которая в различных случаях может выражаться как потребность в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении) и отсутствием необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профес­сионального труда.

Одним из компонентов профессиональ­ного самоопределения выступает жизненный план.

Так, жизнен­ный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадо­бятся. Он возникает в результате общения со взрослыми, в процессе кото­рого уточняются мотивы выбора. Школьник, в профессио­нальном отношении еще никто, «чистая потенция», он может стать и сле­сарем, и врачом. Выбор специальности позволяет молодому человеку предметно реализовать его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. Ситуация выбора часто порождает раздумья, сомнения, колебания у молодого человека. Причем у зрелого человека она предполагает подведение итогов жизнен­ного пути.

В ранней же юности вопрос о смысле жизни встает не как итог, а как предвосхищение будущей жизни в общей, нерасчлененной форме.Раннее самоопределения, считается фактором положительным, но которое также имеет свои из­держки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными, си­туативными факторами. Ориентируясь только на содержание деятельно­сти, подросток не замечает ее будничных аспектов (например, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изу­чать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограничены и т.д.). Если на начальных возрастных этапах поиск своего места в жизни не выступает как основной компонент социальной ситуации развития лич­ности, то на третьем этапе данная потребность является одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Важнейшая особенность психического раз­вития в ранней юности состоит в том, что новая социальная ситуация раз­вития — необходимость определить свое место в жизни как основной ком­понент данной ситуации — приводит к формированию новой и центральной для этого возраста в своем жизненном и, прежде всего, профессиональном самоопределении.

В отличие от ролевой игры в мечты, которые могут быть как активными, так и созерцательными, предварительный выбор от­ражает не только результат, но и способы его достижения, знание объек­тивных и субъективных ресурсов, которые понадобятся.Подготовка учащихся к сознательному профессиональному самооп­ределению подразумевает разработку методов повышения активной роли ученика в поисках и формировании призвания. Мотивация, будучи неотъ­емлемым компонентом структуры направленности личности, выполняет в процессе профессиональное самоопределения особенно ответственную роль. Она составляет непосредственную психологическую основу поиска человеком своего призвания, фиксируя в себе эмоциональные предпочте­ния человека в сфере труда.

Особого внимания требует вопрос о мотива­ции выбора профессии как о сложном комплексе мотивов, взаимодейст­вующих между собой. Эти мотивы могут быть как согласованы, так и на­ходиться в состоянии острого взаимного конфликта. Поэтому необходимо учитывать диалектическую сложность межмотивационных отношений. В выборе определенного вида труда наряду с долгом важную роль играют более конкретные по своему характеру мотивы, порождаемые ус­ловиями осуществления профессиональной деятельности. Сознание долга как мотива выбора профессии имеет сложную структуру: общественное значение избираемой профессии в структуре мотивации может быть выра­жено в неодинаковой степени, желание стать полезным членом общества может иметь разную степень конкретности. Выявление профессионально важных качеств личности и наиболее устойчивых индивидуальных свойств является важной стороной самооп­ределения. Поэтому оказание учащимся разносторонней помощи в самопо­знании путем организации пробы сил имеет первостепенное значение в профориентационной работе. При этом важно знать, какие индивидуаль­ные свойства учащиеся разного возраста замечают в себе и подвергают анализу.

Процесс формирования самооценки профпригодности протекает неравномерно и выражается в следующем противоречии: либо ученику не удается соотнести известные ему свойства профессии со своими личными качествами, либо он затрудняется выявить соответствующую своим дан­ным профессию.

На всех возрастных этапах выбор профессии обусловлен преиму­щественно ее эмоциональной привлекательностью, то есть фактором инте­реса; меньшей удельный вес имеет фактор долга и еще меньший — само­оценка пригодности к профессии. Профессиональное самоопределение, противоречивый процесс, в основе которого лежит стремление к самостоятельности. Личность в этом процессе выступает как фокус противоречий на разных уровнях.

Содержание деятельности лично­сти в процессе самоопределения представляет разрешение противоречий между профессиональными намерениями в данной личности, в частности, способностями, между стремлением к самостоятельности и неумением принять решение относительно выбора профессии, между профессиональ­ными намерениями и возможностями их осуществления.

Cписок использованных литературы

  1. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.- 55 с.
  2. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. — М., 1989. — 488 с.
  3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения. — М., 1981. −95с.
  4. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики самоопределения личности. // Вопросы психологии. — 1983. —  2. — С. 37-39.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979, С. 175.
  6. Божович JI.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1972. — С.7-44.