Евразийский
научный
журнал

Психология и педагогика в высшей школе. "Профессор или интернет?"

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Курбаковских Елисей Андреевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 1272
Показать PDF версию Психология и педагогика в высшей школе. "Профессор или интернет?"
Авторы: Елисей Андреевич Курбаковских, аспирант 
Сибирский Федеральный Университет, 
Инженерно-строительный институт, 
кафедра прикладной математики и компьютерной безопасности Специальность 05.13.11«Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей (информатика и вычислительная техника)»

Во вступительном слове хотелось бы сказать, что образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Однако именно высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Кроме того, благодаря образованию происходит социализация индивида. Именно поэтому решение проблем образования и, в частности, проблемы выбора наиболее эффективного метода преподавания, имеет столь актуальный характер. Сегодня, сталкиваясь с подобной дилеммой, нам приходится выбирать между живым учителем, профессором с одной стороны и интернетом с другой.

Для того, чтобы вынести некое суждение на поставленную тему, необходимо рассмотреть достоинства и недостатки каждого из вариантов, что и попробуем сделать ниже.

Профессор. Нельзя не признать неимоверный опыт тысячелетий за этим традиционным методом преподавания, ведь за это время было испробовано множество различных методик, методов преподавания, которые тщательно анализировались и сравнивались, усовершенствовались. Здесь немаловажное значение имеет факт личного контакта преподавателя и ученика, что делает возможным не только отслеживать степень усвояемости материала, добавлять некоторые комментарии, замечания, пояснения сразу же по ходу образовательного процесса, но и в случае если ученик не совсем понял какую-либо тему, изменять формулировки или подходы к ней. К профессору также можно обратиться за советом или помощью в том случае, когда информацию на заданную тему трудно получить из других источников, например, при разработке чего-то нового или работе со схемами, чертежами, графическими и прочими видами данных, которые ни одна библиотека не сможет понять. В частном случае, при разработке новых методов, устройств, технологий, требуемой информации может не быть ни в книгах, ни в интернете, ни в других справочных материалах, так как это еще не исследовано, не проработано, не изучено, и помощь здесь может оказать только человек с глубокой теоретической базой и практическим опытом.
С другой стороны, любому человеку свойственна некоторая субъективность мышления и взглядов на окружающий мир, а, соответственно, возможна потеря некой объективности, истины. Также играет немаловажную роль и личностная составляющая, предвзятость преподавателя, личные симпатии и антипатии, не говоря уже о физическом и эмоциональном состоянии – люди могут уставать и находиться под влиянием настроения. Безусловно, человек, в отличие от книг, интернета и других источников, не может физически держать в голове столь большие объемы информации, следовательно, возникает вопрос о широте охвата рассматриваемой темы.

Интернет. Здесь неоспоримым является факт наличия колоссального объема многогранной информации, позволяющей человеку проанализировать ее, рассмотреть со всех сторон и сформировать свое личное мнение относительно той или иной темы. Более того, эту информацию мы можем получить в любой момент времени, в любом удобном нам месте и в нужном виде. На данный момент интернет- технологии в образовании развиваются намного интенсивнее и динамичнее, примером тому могут служить видео-лекции, интеллектуальные системы тестирования и обучения, адаптирующиеся под каждого ученика, позволяющие учиться самостоятельно, дистанционно.

В то же время, интернет не может абсолютно точно подстроиться под особенности восприятия и психологические тонкости каждого ученика. Часто он служит лишь источником бездумного копирования и плагиата информации, что играет весьма негативную роль в процессе обучения. Наряду с этим, интерактивность, взаимодействие интернета на уровень ниже чем у живого преподавателя, соответственно, при непонимании какого-либо материала, ученику придется пробовать разобраться самому – интернет не прокомментирует, не подскажет, не вставит замечания. Немаловажную роль играет в этом процессе и уровень подготовки ученика для работы с интернетом.

В заключении можно сказать, что оба варианта преподавания имеют право на существование, имеют свои плюсы и минусы, постоянно пробуют развиваться, улучшаться, и, следовательно, взаимодействовать друг с другом для получения максимальной результативности и эффективности в процессе обучения. Многим людям с психологической точки зрения чужды личные контакты или, наоборот, "думающие машины", соответственно, еще ни один год эти два различных пути обучения будут идти рука об руку.