Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психологические факторы самостоятельности в выборе профессии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Халмуродова Малика Джалиловна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 6077
Показать PDF версию Психологические факторы самостоятельности в выборе профессии

Аннотации: В данной статье изложена психологические факторы самостоятельности в выборе профессии. Проблема совершенствования системе психологической помощи учащимся.

Ключевые слова: Психология, профессия, выбор, фактор, диагностика, психологическая самоопределения.

Проблема совершенствования и подготовка кадров в Узбекистане является чрезвычайно актуальной государственной задачей современности. Для того чтобы достичь высокого экономического потенциала на уровне развитых стран и с целью эффективного использования человеческих ресурсов, в первую очередь следует, уделить особое внимание на подготовку эффективной системы конкурентно способных кадров различных отраслей народного хозяйства.

Президент И.А.Каримов в своих выступлениях и произведениях уделяет особое внимание проблеме подготовки кадров. Ярким примером к этому может служить следующая речь главы государства, произнесенная на XIV сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан: «Какие бы задачи мы сегодня не ставили, какие бы проблемы нам не приходилось решать, в конечном итоге все упирается в кадры и только в кадры. Без преувеличения можно сказать - наше будущее, будущее нашей страны, полностью зависит от того, кто придет нам на смену, какие кадры мы воспитаем"1

Профессиональное самоопределение (ПС) личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональная ориентация (ПО) необходимо способствовать на активизацию внутренних психологических ресурсов личности.   В такой ситуации особа важным, качествами личности, считается «предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения»2 [1,с.183-184]. Необходимо обратит внимание свободу личности в выборе жизненного и профессионального пути, т.е. школа призвано оказывать учащимся помощь для личностного психологического роста и информированности о различных аспектах мира современного труда [1,с.183-184]. Таким образом, внутренний психологический ресурс личности такие как; предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально – профессиональный мобильности человека должно иметь особый характер в выборе профессии.

Результатом процесса ПС в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает: необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ, Я») и о мире профессионального труда; анализ профессиональной деятельности, с последующим знаний о себе со знаниями, об этой деятельности.  Эти компоненты являются основными составляющими процесса ПС на этапе выбора профессии. Изучая психологические механизмы ПС школьников, в ранней юности автор дает анализ внутренних факторов ПС активности школьника как субъект выбора профессии. Видный Российский исследователь С.Н. Чистякова, выделяет две группы внутренних факторов; и делит их на два фактора:

1.Субъективные, которые оказывают опосредованное воздействие на возможность успешного решения, ситуации выбора профессии, к ним относятся: способность вычленять и анализировать требования профессии к человеку, исходя из анализа ведущего предмета, основывает цели, орудий и условий труда выбираемой профессии.

2.Объективные составляющие: потребность в выборе профессии, профессиональные интересы; представления о жизненных ценностях, идеалах. Эти факторы, обусловливают выбираемую сферу, область, привлекательную для человека, избирательность профессионального выбора [2,с.36-37].Таким образом,в ПС опирается на внутренний фактор, и делятся на две группы, такие как субъективные и объективные факторы.

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействие возникает только в процессе деятельности в ранней юности существенно изменяются внутренние условия, опосредующие внешние воздействия на личность. Потребность в самоопределении становится стрежневой в личности. Возникает, внутренняя тенденция к интеграции уже имеющихся свойств и отношений, поскольку формулирования жизненного плана, оснований (мотивов) выбора требует внутренней согласованности и целостности.

Н.С. Пряжников указывает, что, Е.А. Климов «выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самопознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)»3 [3,с.10].Таким образом, Е.А. Климов обращает внимание на то что, ПС охватывает два уровня, во-первых это перестройка сознания и самопознания человека; во-вторых социальный статус человека.

По мнению Н.С.Пряжникова ПО является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии куда входит и профконсультация [3,c.17]. Автор делает уклон на то, что ПС более широкое понятие который выходить за рамки педагогики и психологии

Как указывают Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, что «И профориентация, и профконсультация – это ориентирование школьников (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения»4 [4,с.30]. Авторы подчеркивают, что профессиональное и личностная самоопределения имеет между собой очень тесного отношения, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Авторы выделяют следующие два характерных отличия:

Во - первых ПС - понятие более конкретное, например как, проще его оформить как официально (получить диплом и т.п.); а «личностное самоопределение» - более сложное и многогранное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, его еще людям не выдают как непсихический здоровым);

Во - вторых как подчеркивают авторы, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних факторов (благоприятных условий, а личностное самоопределение – от самого личности) [4,с.30]. Как видно из этих определении видно что, ПС это понятия сложное и многранное которые в процессе самоопределения заполняет друг - друга

Е.А.Климов «выделяет три основные составляющие выбора профессии:

1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способностей и возможностей («могу») и 3) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»). Это и есть три важнейшие основы - «три кита» - профориентации»5 [4,с.40]. Е.А. Климов на конкретных примерах доказывает, основные составляющие выбора профессии.

«Профессиональная направленность, выражаясь в целом склонностях, интересах и ценностях личности, является содержательной стороной профессионального развития. Психологическая готовность или зрелость при выборе профессии, является фактором формировании профессионального самосознания, и способствует правильному выбору профессии выражается силе, устойчивости, напряженности, что обеспечивается сознательностью, независимостью стремлений и относится к формально-динамическим аспектам психологии профессионального выбора»6. Таким образом, все содержательные и формально-динамические аспекты профессионального выбора в целом способствуют формированию определённой стратегии профессионального развития личности.

Е.А.Климов отмечает, много аспектная проблематика профессионального самоопределения школьников педагогического руководствами профессии представляет с акцентом на ее психологической стороне, поскольку основная предметная область здесь фактически находятся во внутреннем мире подрастающего человека отношения к миру профессий представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, соответствие человека как субъекта требованиям деятельности, самооценки, изменения самосознания, развитие личности.

Профессиональная самоопределения рассматривается как звено психологического развития [5,с.2]. Как видно из этого определения внутренний мир человека влияет на человека профессиональном самоопределений и выборе жизненного пути.

Через определения критериев профессионального самоопределения можно определить различные группы по уровню его сформированности (высокий, средний, низкий) [6,с.30-86].

Таким образом, профессиональное самоопределение (ПС) личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника.

Список Литературы

  1. Нишанова З, Қосимова Г. Уқувчиларни касб-хунарга йўналтиришнинг муаммолари.// «Уқувчиларни узлуксиз касб-хунарга йўналтиришнинг истиқболлари» мавзусидаги Республика илмий-амалий конференцияси.- Тошкент.- 18-19 декабрь 2008 йил.
  2. Умаров С.Б. Умумий ўрта таълим мактаблари уқувчиларини касб-хунарга йўналтириш техналогиялари.-Тошкент .- 2005 дисс.пфн. 160 б.
  3. Пряжникова Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.- Москва-Воронеж: 2002- 400 с.
  4. Пряжникова Е.Ю, Пряжников Н.С. Профориентация.- Москва: Академия, 2005- 496 с.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов Н/Дону: Феникс, 1996 – 512 с
  6. Чистякова С. Н, Н. Захарова Профессиональная ориентация школьников: организация и управления.- Москва: Педагогика,1987 86 с.