Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Профилактика преступлений, связанных с разжиганием национальной, расовой или религиозной вражды

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дауткереева Марха Мусаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3028
Показать PDF версию Профилактика преступлений, связанных с разжиганием национальной, расовой или религиозной вражды

Дауткереева Марха Мусаевна
студентка 3 курса направление «Юриспруденция»
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Профилактика, предотвращение и пресечение в целом составляют специальное предупреждение преступлений. Профилактика - это совокупность мер по выявлению и устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности и связанных с нею правонарушений[1,с.25]. Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Пресечение - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях[2,с.342].

По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными и т.д.

Экономическую ситуацию в России характеризует экономический спад, падение объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве, снижение уровня жизни населения, рост безработицы, что приводит к экономическим и социальным последствиям - расслоению общества по доходам, увеличению безработицы и усилению оргпреступности. Тот факт, что из всех депрессивных регионов Российской Федерации, большинство – это республики, приводит к тому, что экономические и социальные проблемы перерастают в проблемы этнополитические.

Для решения экономических и, связанных с ними, социальных проблем представляется важным расширять практику проведения этнической экспертизы хозяйственных проектов, для чего необходимо создавать специальные государственные структуры и общественные организации, привлекать бюджетные средства и средства российских и иностранных инвесторов.

Расширению этнополитических проблем способствует и чрезмерная политизация населения: в стране действует множество национальных, религиозных партий и движений, которые конкурируют в выборе приоритетов национально-государственного развития. Представители общественно-политических движений и политических партий в ходе подготовки и проведения выборов допускают заявления и высказывания, осложняющие межнациональные отношения, превращают национальный фактор в предмет партийно-политического соперничества и личных амбиций в борьбе за власть.

На территории Северо-Кавказского федерального округа в настоящее время действует 48 политических партий, имеющих 432 региональных и 2 местных отделения, а также 18260 общественных объединений и 3317 религиозных организаций. В регионе действуют 28 исламских духовных образовательных учреждения, которые финансируются очень слабо и вследствие этого исламская молодежь вынуждена обучаться за рубежом, что создает предпосылки для внедрения нетрадиционных направлений ислама на Юге России. В Карачаево-Черкесской республике отчетливо прослеживается распространение идей ваххабизма. Такие факторы, как социально-экономический кризис, обнищание широких масс, обострение межнациональных отношений определяют благоприятные условия для распространения экстремистских течений. Координация ваххабитского течения осуществляется зарубежными эмиссарами, в основном, с территории Дагестана, Чечни, через представительства, базирующиеся на территории Саудовской Аравии, а также в Иордании.[3,с.12]

Такое положение дел заставляет задуматься о том, приемлемо ли вообще создание партий по этническому принципу, запрет на членство в таких партиях представителям других этносов, а также о создании действенного механизма контроля за созданием и деятельностью партий и организаций, применяемыми их представителями средствами агитации и пропаганды.

Не ослабевают попытки апеллировать к негативной исторической памяти о колонизации части территорий бывшего СССР и Российской Федерации, что спровоцировалось невыверенностью принимаемых решений при формировании национальной политики - не учитывающих ни исторические факторы, ни религиозные, национальные, психологические особенности разных народов. Умаление национального фактора в развитии страны - одно из глубинных противоречий, лежащих в основе межнациональных конфликтов. В связи с этим следует отметить необходимость особого учета при реализации форм федеративных отношений и местного самоуправления этнического фактора, традиции хозяйствования, национального права.

К политической сфере (а не социальной, как это иногда делается) должны быть отнесены причины, условия и другие детерминанты преступности, возникающей на почве межнациональных отношений (конфликтов). Национализм, пробудивший межнациональную вражду и ненависть, лозунг суверенизации, нередко доводимый до абсурда, - это в сущности проявления политического экстремизма. Межнациональные конфликты могут быть первопричиной уже значительно более широкого круга преступлений: сугубо «политических»; «околополитических»; общеуголовных, бытовых.

Под влиянием многих факторов в современной России стали поднимать голову фашисты и анархисты, нашел свою нишу самый оголтелый национализм, усилился в разнообразных формах религиозный фанатизм, получили распространение другие проявления экстремизма. [4,с.58]

В целях предупреждения рассматриваемых нами преступлений, в рамках принятия политических мер, необходимо преодолеть дезинтеграционные процессы в стране, преодолеть последствия конфликтов и урегулировать обстановку на Северном Кавказе разрешить проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и «разделенных народов», проблемы оттока русского населения. При этом необходимо не нарушить «тонкий механизм сосуществования этносов, равновесие между общим и особенным».

Внешнеполитическая ситуация характеризуется возрастанием стремления зарубежных государств утвердить свое присутствие на Кавказе, интернационализацией конфликтов на этнической почве, наличием за границей, преимущественно на Ближнем и Среднем Востоке, значительных диаспор северокавказских народов, проявляющих как этническую, так и религиозную солидарность.

В связи с этим необходимо наращивать усилия по созданию зон мира и добрососедства, участвовать в межнациональной миротворческой деятельности и гуманитарной помощи, разрабатывать на межгосударственном уровне механизмы разрешения проблемы беженцев. В стране, и особенно в некоторых ее регионах, крайне остро стоит проблема миграции. Многонациональный миграционный поток создает серьезную угрозу социально-политической стабильности: быстрыми темпами растут цены на недвижимость, продукты питания, товары первой необходимости, перегружены школы и больницы. Решение этих проблем, путем приоритетного создания рабочих мест в наиболее заселяемых мигрантами регионах, создания системы социального обеспечения, возможно, предотвратит появление новых межнациональных конфликтов - между местным населением и мигрантами.

Необходимо создать информационное поле, благоприятное для формирования здорового сознания населения, которое действительно бы несло народу слова правды и добра, взаимопонимания, побуждало к взаимной поддержке, нравственно оздоровляло общество. К сожалению, механизм контроля за освещением острых проблем в средствах массовой информации еще не найден, но все чаще высказываются мысли о введении своего рода цензуры. В создавшейся обстановке действительно необходима жесткая этнополитическая экспертиза материалов, освещающих проблемы межнациональных отношений, усиление ответственности средств массовой информации и отдельных журналистов. Дело в том, что даже самый отъявленный провокатор, чьи действия приводят к трагедиям, воспринимается зачастую как защитник национальных интересов. Подавляющее большинство опрошенных нами граждан считает обязательным или допустимым освещение в средствах массовой информации случаев, связанных с возбуждением вражды или розни, большая половина находит, что при этом обязательна или допустима оценка освещаемой проблемы автором статьи или редакцией. Вместе с этим около половины опрошенных одобрило бы введение цензуры в средствах массовой информации.

Требуется содействие со стороны органов государственной власти и местного самоуправления осуществлению объективного информационного обеспечения основных направлений национальной политики Российской Федерации, освещению национальных проблем в средствах массовой информации. Для этого необходимо создать цикл передач на радио и телевидении России, направленных на пропаганду мира, культуры межнационального общения, взаимной терпимости и взаимопомощи между народами Российской Федерации, открыть специальные рубрики на региональных телеканалах, широко освещать в средствах массовой информации деятельность общественных объединений, религиозных конфессий, направленную на достижение межэтнического и межрелигиозного согласия и толерантности.

Следует также принимать меры, препятствующие поступлению в республики северокавказского региона исламской литературы экстремистского характера с призывами к войне с неверными, появлению интернетсайтов, пропагандирующих межнациональную вражду, противостоящие выступлениям живых агитаторов, закреплению ячеек ваххабитов.

Литература:

  1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: Норма, 2001.- 325с.

  2. Криминология: Учебное пособие /Под ред. Долговой. - М.: Юристъ, 2003. – 428с.

  3. Состояние правопорядка в СКФО: Основные результаты оперативно-служебной деятельности ОВД в 2015г. – 241с.

  4. Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления //В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.