Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Профилактика девиантного поведения школьников и конфликта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дедиков Алексей Юрьевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 4231
Показать PDF версию Профилактика девиантного поведения школьников и конфликта

Брыжинская Галина Викторовна,
кандидат педагогических наук, столичная финансово-гуманитарная академия г. Москва.
Дедиков Алексей Юрьевич,
студент 2 курса юридического факультета ФГБОУ ВПО
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.
Braginskaya Galina Viktorovna,
the candidate of pedagogical Sciences, capital Finance and humanitarian Academy, Moscow.
Dedikov Alexey,
2nd year student of the faculty of FGBOU VPO Mordovian state University them. N. P. Ogarev.

Аннотация

В статье раскрываются подходы к понятию прогнозирование конфликта и девиантного поведения школьников, рассматриваются проблемы прогнозирования конфликта указанной альтернативной формы разрешения правовых споров.

Ключевые слова

Юридический конфликт, процедуры прогнозирования, методы, процессуальный способ урегулирования конфликта.

Prevention of deviant behavior of students and conflict

Abstract

The article describes approaches to the concept of forecasting conflict and deviant behavior of students, discusses the problems of forecasting conflict specified alternative forms of resolution of legal disputes.

Keywords

Legal conflict, projection procedures, methods, procedure, method of conflict resolution


Девиантное поведение  это  система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным.

Нарушения поведения школьников рассматриваются в тесной связи с особенностями личности. Классификация типов девиантного поведения, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у школьников:

  1. Антидисциплинарное поведение /нарушение режима, дисциплины/.

  2. Антисоциальное ,антиобщественное /непризнание общепринятых нравственных норм поведения/.

  3. Делинквентное противоправное / вымогательство, кражи, угон транспортных средств, хулиганство./.

  4. Аутоагрессивное поведение. / суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей /[1,c 211]

 Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в подростковом возрасте, которому свойственны несформированность личности, социальная незрелость.
 Лучшая профилактика отклоняющегося поведения это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. [4,c 494]

Специалисты выделить три основных уровня профилактики. На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего. Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения. Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.[3,c 336]

 Система профилактики девиантного поведения школьников включает в себя следующие меры:

  • Создание комплексной группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медик и др.), занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с учащимися «группы риска» и их семьями. обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками.

  • Организация воспитывающей среды в семье, по месту жительства, учебы. Осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом и школьным психологом.

  • Создание системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на организацию развития личности учащегося. В частности, психолог по результатам психодиагностики проводит коррекционно-развивающие занятия со школьниками, психологические тренинги, воспитательные беседы, лекции на темы пользы здорового образа жизни и адекватного социального поведения школьников в обществе.

  • Взаимодействие с родителями. Совместные открытые занятия для детей и родителей, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальные консультации, семинары с целью повышения психологической культуры. Очень важно создать доверительные отношения подростков с родителями, комфортную психологическую обстановку в семье.

  • Взаимодействие со специалистами различных служб, занимающихся решением проблем, связанных с детьми и подростками (специализированные подразделения администраций районов города: комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, центры социальной помощи семье и детям).[5,c 144]

Организация досуга является важным направлением воспитательно-профилактической работы. Сюда можно отнести вовлечение школьников в кружковую работу, в спортивные секции, участие в театральных спектаклях, участие в психологических тренингах и т.д.

Информационно-просветительская работа,  основным направлением которой должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Эта работа обеспечивает социальное обучение и формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.[2,c 240]

Профилактика девиантного поведения у школьников заключается в восстановлении или коррекции нравственных и волевых качеств личности подростка. Она способствует превращению социальных норм в личностные, формирует чувство ответственности, требовательность к себе, адекватную оценку своего поведения и поведения других людей, тормозит стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу.

Профессиональная и грамотно организованная профилактика девиантного поведения школьников является основным средством предотвращения конфликтов в подростковой среде и как следствие предотвращение правовых и других социальных конфликтов, что очень важно для здорового климата в обществе.

Список литературы

  1. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков. – В кн. Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973. – С. 211.

  2. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой . – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб: Речь, 2008. – 336 с.

  4. Психология : словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

  5. Центр социальной помощи семье и детям: Методология, опыт и перспективы: Метод. пособие / Под ред. Н.Н. Воронцовой, Калининград, 2001. – 144 с.