Евразийский
научный
журнал

Профессиональное мастерство учителя музыки

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Примов Р. Т., Мурадов М. К.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 1564
Показать PDF версию Профессиональное мастерство учителя музыки

Р.Т. Примов,
М.К.Мурадов

старшие преподаватели кафедры музыкального образования,
Каршинского государственного университета, Узбекистан

Аннотация: В статье автор размышляет об особенностях профессионального мастерства учителя музыки. По мнению автора, такая деятельность требует от личности учителя его идейной убежденности, профессионального мастерства.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, педагогическая квалификация, педагогическое мастерство, музыкальное искусство, музыкальное творчество, духовная культура.

В настоящее время успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от личности учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство появляется не само по себе, а в результате целенаправленной, упорной работы по освоению необходимых педагогических знаний, умений и навыков. Приобретение профессионального мастерства — это не пассивный, а активный учебно-воспитательный процесс. В соответствии с данной специализацией студенты осваивают такие предметы, как методика обучения музыке и школьный репертуар, история музыки, теория музыки, хор и хороведение, дирижёрство, инструментальное исполнение и ансамбль, теория и методика обучения музыке, традиционное и народное песнопение, сольфеджио, исполнитель вокала, инновационные технологии обучения музыке, история педагогики, возрастная и педагогическая психология и еще целый ряд музыкальных, общеспециальных, общественных и гуманитарных дисциплин, соответствующих профилю этой специальности.

Педагогам известно определение ведущих задач: формирование эмоционального, осознанного и деятельно-практического отношения к музыке. (1.с.17,18) Их главное методологическое отличие от сформулированных нами выше задач музыкального воспитания заключается в том, что они не выходят, на уровень воспитания обшей духовной культуры человека, замыкаясь только на отношении к музыке.

Педагогическое образование будущих специалистов в области музыкального обучения и воспитания является основной задачей предмета музыкальной педагогики. Передача необходимых педагогических знаний и умений во всех отраслях музыкальной педагогики представляет главную цель педагогических дисциплин музыкального учебного заведения. От уровня педагогического образования педагогов-музыкантов во многом зависит качество профессиональной подготовки их учеников, а значит будущее музыкального искусства и музыкальной культуры.

Прежде всего, следует подчеркнуть взаимосвязь исполнительской и педагогической мотивации на основе музыкального творчества. В подготовке педагога-музыканта следует исходить не из противопоставления разных на первый взгляд музыкальных специальностей — педагогики и исполнительства, а из того общего, что их объединяет. Общий элемент, который роднит все музыкальные профессии, входит в структуру всех музыкальных специальностей — это музыкальное творчество.

Раскрывая творческий характер музыкально-педагогического процесса, Г.Г.Нейгауз подчеркивал, что истинная «Профессиональная педагогика становится понемногу настоящим воспитанием, но главным образом оттого, что это чистая форма общения и сближения людей на основе общей преданности искусству и способности что-то создавать в искусстве» (2.с.198)

Педагог обязан воспитывать в студенте не только чувство ответственности перед государством и обществом, но и чувство ответственности перед избранной профессией. Хороший вкус, высокое качество исполнения, вот к чему должен стремиться студент под руководством педагога.

Профессиональное мастерство учителя музыки тесно связано с музыкальной психологией, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей.

Музыка — сложный психолого-физиологический процесс, в связи с этим, вокально-хоровая работа на уроках музыки считается самой активной формой обучения при интеллектуально — эстетическом воспитании учеников. Когда ученики слушают музыку, у них усиливается внимание, развивается память и речь, формируется мировоззрение, повышается активность, появляется чувство наслаждения во время слушания понравившейся музыки. Особенно учителя музыки должны чувствовать внутреннее состояние человека, его силу воли, характер, знать его способности, психологические качества музыканта и личности слушателя, должны иметь об этом четкие представления.

Наиболее древние учения о музыкальной психологии мы находим в Древнем Египте, Индии, Китае, в священной книге зороастрийцев «Авесте», в трудах древнегреческих ученых — учении об эвритмии Пифагора, учении о мимесисе Аристотеля. Они утверждали об огромном воздействии музыки на психику человека, развитие личности и всего общества в целом. Например, Платон говорил, что «могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах». (3.с.4)

Профессиональное мастерство учителя музыки — это необходимая составная часть как специального музыкального, так и специального педагогического музыкального образования, что является актуальной проблемой музыкальной педагогики. Уровень музыкального образования всегда находится в прямой зависимости от профессионального мастерства учителя музыки, от качества педагогической квалификации учителя. В свою очередь, уровень профессионального мастерства учителя музыки, педагогическая квалификация учителя зависит от качества приобретаемых им педагогических знаний, умений и навыков. Другими словами — от осознанности, заинтересованности, трудолюбия, таланта и одаренности личности, склонной к педагогической деятельности. Хороший учитель должен обладать не только педагогическим талантом и владеть техникой музыкального исполнительства, но также иметь соответствующий объем знаний существующих педагогических теорий и методов обучения. А это приобретается путем образования и практикой.

Глубокое профессиональное мастерство учителя музыки помогает плодотворному внедрению всех видов музыкально-педагогического процесса психологических задач в учебно-воспитательный процесс. Развитие музыкальной культуры учителей неразрывно связано с развитием интеллектуальных и эстетических качеств, творческого мышления, воли и других качеств учеников во всей музыкальной деятельности.

Литература:

  1. Абдуллин.Э. Теория и практика музыкального обучения общеобразoвательной школе. —M., 1983
  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М., 1967
  3. Кадыров Р.Г. Музыкальная психология. — Т., 2005