Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Арешева Анжелика Игоревна, Красова Александра Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 2909
Показать PDF версию Профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ

Арешева Анжелика Игоревна
Преподаватель первой категории, председатель ЦК
ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров"
aresheva70@mail.ru
188330 Ленинградская область ,Гатчинский район, п. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д.1, кв.92
8-960-230-14-23

Соавтор: Красова Александра Ивановна
Преподаватель первой категории
ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров"
aresheva70@mail.ru
188330 Ленинградская область ,Гатчинский район, п. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д.1, кв.92
8-960-230-14-23

Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности. Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны. В соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2015г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" инвалиды и лица с ОВЗ имеют равную доступную возможность получить профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ).

Получение профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ способствующих социальной защищенности, повышению их социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" Министерство труда и социальной защиты России (ФКПОУ "СТИБ") осуществляет образовательно-реабилитационную деятельность на основе системного, комплексного подхода, включающего комплексную реабилитацию инвалидов и лиц с ОВЗ: педагогическую( профессиональную), медицинскую, социальную и психологическую.

Педагогическая реабилитация – основа образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Профессиональное обучение и профессиональное образование инвалидов и обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.

Вариативная часть учебного плана (400 часов) распределена на учебные дисциплины и профессиональные модули, включая МДК, нацелена на адаптацию инвалидов в общество, развитие общих компетенций (ОК) и увеличение учебного времени на формирование профессиональной компетенции (ПК) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовый уровень).

Это следующие дисциплины и модули:

  • Русский язык и культура речи;
  • Социальная психология;

Направлены, на формирование общих компетенций

  • Бизнес планирование;
  • Организация и технология отрасли;
  • Основы банковского дела;
  • ПМ.04 – МДК 04.02.01 (Программа 1-С Бухгалтерия Версия 8.2).

Адаптированные программы разработаны совместно с потенциальными работодателями баз производственной (ПДП) практики Гатчинского района и др. районов Ленинградской области в соответствии с требованиями рынка труда (с торговыми организациями), учитывая особенности обучаемого контингента (инвалиды и лица с ОВЗ):

- обучение на дому, последствия анестезии при многоразовых хирургических операциях, длительные перерыв в обучении, санаторно – курортное лечение.

Педагогическая реабилитация формирует основные педагогические методы, цели, задачи подготовки специалистов среднего звена.

В соответствии с этим разработаны и используются методы и формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Основными из них являются:

  • лекция с проблемным изложением материала (участие обучающихся в решении поставленных задач) межпредметные внутрипредметные связи.
  • работа малыми группами;
  • педагогика сотрудничества (студенты вступают в соавторство с преподавателем);
  • дни самоуправления;
  • уроки – конкурсы, КВН;
  • семинарские занятия;
  • практические занятия;
  • круглый стол;
  • игровые формы и др.

Реализация современных форм и методов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ основана на использовании педагогических технологий, учитывающих:

  • лично – ориентированный подход к каждому обучающему (учет его особенностей как личности);
  • практико – ориентированный подход (учет требований работодателя и конъюнктура рынка труда) (Раздел: посреднической организации);
  • дифференцированный подход в обучении (усвоении учебного материала не ниже Госстандарта, организация самостоятельной работы обучающихся на различных уровнях, опережающее обучение способным студентам);
  • индивидуализация процесса обучения:
    • сочетание коллективных и индивидуальных форм организации обучения;
    • знание и использование сильных и слабых сторон каждого студента;
    • каждый студент должен работать в силу своих возможностей;
    • повышение «удельного веса» самостоятельной работы студентов на каждом уроке;
    • обеспечение минимума усвоения основных вопросов темы, занятия со всеми студентами группы;
    • повышение уровня «слабых» студентов до уровня «средних», а «средних» до уровня «сильных»;
    • развитие способностей и возможностей сильных студентов.

Для формирования и усвоения общих и профессиональных компетенции, подготовки конкурентоспособного специалиста в учебном процессе используем:

  • рабочие тетради;
  • опорные конспекты различного шрифта;
  • распечатки лекций по основным темам и разделам;
  • разно уровневые задания по выполнению ЛПЗ;
  • вывод информации на экран;
  • демонстрация учебных фильмов;
  • электронные учебники, пособия по спец. дисциплинам (лекции, практические задания);
  • мультимедийные презентации;
  • проведение дополнительных занятий, консультации;
  • создание ФОСов (способы оценки и контроля знаний: входной текущий, промежуточный, итоговый контроль);
  • методические пособия, указания для самостоятельных работ.

Из вышеизложенного следует, что в СТИБе в учебно – образовательном процессе используются современные педагогические технологии:

  • педагогика сотрудничества (консультанты из числа студентов, поощрительные баллы за работу на дополнительных занятиях, консультациях);
  • личностно – ориентированные технологии;
  • практико – ориентированные технологии;
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • интерактивные технологии (работа малыми группами, дебаты, дискуссии, круглые столы, защита ЛПЗ, курсовых работ;
  • информационно – коммуникативные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии (физкульт минутки, проветривание классных аудиторий, выход из класса, сменная обувь, зона отдыха – зеленый уголок). Проведение дня здоровья, медобслуживание.
  • проектное обучение – творческая самостоятельная работа студентов, включающая элементы исследовательской работы.

Формы проектного обучения в техникуме:

  1. Выполнение курсовой работы по бухгалтерскому учету. Темы курсовых работ определяет преподаватель с учетом индивидуальных особенностей и способностей студента, программы профессиональных модулей ПМ 01, 02, 03, 04. Студенту оказывается помощь в составлении содержания (плана) курсовой работы, контроль за ходом выполнения. Оценка курсовой работы осуществляется в форме защиты представленного доклада и презентации, на которой присутствует студенты, преподаватели специальных дисциплин.

  2. Элементом проектного обучения является написание и защита отчета по преддипломной практике (ПДП). Отчет по ПДП выполняется на материале хозяйствующего субъекта, в котором студент проходит практику.

  3. Главным элементом проектного обучения, итогом Государственной аттестации является написание и защита дипломной работы в форме выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР выполняется на материале организации, предприятия, в котором выпускник проходил преддипломную практику.

Комплексная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ, проводимая в нашем образовательном учреждении, позволяет подготовить мобильного, конкурентоспособного специалиста среднего звена, развивать его духовные, нравственные качества, основанные на формировании потребности в ЗОЖ, активной жизненной позиции, культуры общения и толерантности, способной успешно адаптироваться в общество.
Примеры этому: продолжение обучения в ВУЗах г. Гатчина, г. Санкт – Петербург, г. Москва ; ежегодные встречи с выпускниками техникума, трудоустройство выпускников ( 65%).