Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ–АНДРАГОГА, КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Артемьева Ольга Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 2723
Показать PDF версию ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ–АНДРАГОГА, КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Ревва Ирина Геннадьевна
Магистрант
ГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет» v-ivanov-v@yandex.ru

Актуальность вопроса о профессиональной компетентности преподавателя-андрагога, как ключевой фигуры в системе образования взрослых определяется возрастанием социальной значимости в обществе роли дополнительного образования взрослых, запросами науки и практики в раскрытии особенностей профессиональной переподготовки взрослых, обучающихся с учетом возрастания роли человека в современных условиях. Кроме того, как показывает анализ деятельности работников системы профессиональной переподготовки, острота представленной темы продиктована необходимостью существенного повышения психолого-педагогической компетентности работников системы непрерывного профессионального образования. В условиях социально-экономической нестабильности заявляет о себе весьма непростой вопрос о профессиональной компетентности кадрового состава. Без преувеличения можно сказать, что для дополнительного образования взрослых эта задача является актуальной вдвойне [3]. В рамках нашей работы мы говорим о кадровом потенциале системы профессиональной переподготовки кадров, в которой ключевой фигурой всегда был и остается преподаватель–андрагог.

Преподаватель–андрагог и его социальная значимость в обществе рассматривается нами через призму психологических и педагогических аспектов, в роли, обусловливающей качество жизни общества в целом и качество системы профессионального образования в частности.

«Андрагог» – это не профессия, как и «педагог». Это обобщенное название различных информационно-образовательных ролей. Если в центре задач стоит обучение, то это – «учитель», «преподаватель», если речь идет о формировании духовно-нравственной сферы личности, а также элементарных форм человеческого поведения, то это – воспитатель, если консультирование для самообучения – «тьютор», «консультант» и т.д. Существует множество таких функциональных ролей: наставник на производстве и коуч, мастер или преподаватель производственного обучения, тренер, модератор и т.п.

Несмотря на высокую практическую значимость проблемы, вопрос об обеспечении системы профессиональной переподготовки квалифицированными андрагогически грамотными кадрами до сих пор не теряет своей актуальности. Анализ теоретических, экспериментальных исследований в сфере дополнительного профессионального образования позволил выявить ряд противоречий: между востребованностью обществом конкурентоспособных, профессионально мобильных педагогических кадров и низким уровнем имеющейся мотивации профессиональной деятельности педагогов; между имеющимся опытом непрерывного дополнительного профессионального образования и необходимостью реализации андрагогических принципов в процессе обучения взрослых; между необходимостью более глубокого изучения мотивационно-потребностной сферы личности и недостаточностью изучения педагога как субъекта образовательного процесса в совокупности его внутренних процессов; между необходимостью осмысления особенностей профессиональной переподготовки взрослых и необходимостью существенного повышения андрагогической компетентности педагогов в системе непрерывного профессионального образования.

Обучение взрослых требует от обучающего особых, определенным образом связанных наборов умений, способности становиться на позицию фасилитатора, создающего условия для самонаправляемого обучения. Образователь, или андрагог, исполняет роль организатора и менеджера процессов и процедур, в первую очередь способствующих обретению содержания знания, и лишь во вторую – роль источника знания, по существу, связывающего обу­чаемого с различными информационными ресурсами. «Социальная система современного общества испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, прежде всего людях, способных к непрерывному образованию в процессе своей деятельности».

Как показывает практика реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также исследования современной психолого-педагогической литературы, в рамках предложенной темы образование взрослых несет в себе специфический характер. Он может быть выражен посредством разработки образовательных моделей, основанных на субъект-субъектном взаимодействии в процессе обучения. Образовательный процесс, ориентированный на студентов, строится на исходных положениях такой науки, как педагогика, в обучении взрослых должна превалировать андрагогика. Мы говорим о качественном подходе к реализации программ профессиональной переподготовки кадров.

Как мы уже отмечали ранее, субъектами образовательного процесса профессиональной переподготовки кадров являются: преподаватель–андрагог – тот, кто обучает, и взрослый человек, имеющий высшее профессиональное образование, обучаемый на курсах профессиональной переподготовки. Следует отметить, что генеральная задача преподавателя–андрагога заключается в реализации образовательного процесса таким образом, чтобы учитывалась специфичность характеристик обучаемых взрослых. Решение такой задачи возможно лишь при успешном освоении преподавателем-андрагогом интсрументальных знаний из области андрагогической науки, знаний из области возрастной психологии и психологии личности.

Для осуществления своей деятельности по обучению обучающихся с различными социально-психологическими возрастными особенностями преподаватель учебного заведения должен иметь и соответствующую подготовку, определяемую моделью компетентности, то есть системой умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, которые необходимы преподавателю для реализации своих компетенций. Эта модель, в свою очередь, выстраивается на базе основных компетенций, которыми должен овладеть современный преподаватель для эффективного осуществления своей преподавательской деятельности.

Чтобы быть эффективным по отношению к взрослым, образовательное взаимодействие должно основываться, по мнению M. Хайден, на ключевых принципах, исходящих из положения, что все взрослые:

  • являются автономными и самонаправляемыми, и им необходимо предоставлять свободу в выборе направления развития;
  • обладают аккумулированным жизненным опытом и знаниями, которые им необходимо связывать с новым знанием;
  • являются ориентированными на достижение преследуемых целей и решение актуальных проблем, стремясь знать, как и в чем приобретаемое новое знание может помочь им в достижении целей и решении проблем;
  • являются практичными, фокусируясь на тех аспектах изучаемого, которые наиболее полезны для них, обладают установленной ценностью, соответствуют сформировавшимся представлениям и мнению;
  • требуют учета индивидуальных и возрастных различий .

Полагаю, что характер образования взрослых должен найти свое выражение в проектировании психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения, учитывающего возрастные, личностные и культурные особенности обучаемых. «Успешность реализации дополнительного профессионального образования находится в прямой зависимости от эффективности новых подходов к проблемам развития личности».

Иными словами, он должен:

  • строиться на логике вписывания, или «якорения», нового знания в уже сформировавшуюся систему знаний, формируя зону ближайшего и отдаленного развития;
  • быть диалогичным, предполагая радикальное развитие систем обратных связей между обучаемыми и обучающими;
  • быть информационно и операционально насыщенным за счет вооружения обучаемых средствами и критериями самостоятельного поиска и оценки информационных ресурсов, стимулируя инициативу обучаемых и обучающих;
  • быть плюралистичным по своей сути, формируя осознанное принятие самой возможности альтернативных подходов и решений и собственное позиционирование в них, сопровождаемое уважительным отношением к инакомыслию;
  • с целью определения наиболее приемлемых образовательных технологий предоставлять обучающимся возможность «примерять» их к себе.

Все вышеизложенное позволяет констатировать следующее. Сегодня обществу нужен новый педагог, а точнее, преподаватель–андрагог, гибко мыслящий и нестандартно действующий в динамично изменяющемся концептуальном поле современного образования, формирующий уникальный опыт обучаемого.

Список литературы:

  1. Ангеловский А.А. Дополнительное профессиональное образование как фактор формирования конкурентоспособности специалиста // Дополнительное профессиональное образование. 2004. № 4. С. 1–5;
  2. Карлов Г.П., Левшина В.В., Корнев В.М. Методические подходы к разработке системы менеджмента качества дополнительного профессионального образования // Проблемы качества образования: Сб. статей / Под ред. А.В. Петрова. Н. Новгород: Изд;во Нижегородского госуниверситета, 2006.
  3. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Методологические основы современной системы повышения квалификации преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 83–86.
  4. Луобикене И., Буткявичуне Э. Мотивы обучения взрослых // Социол. исслед. 2006. N 5. С. 140 - 143.
  5. Мосичева И.А., Шестак В.П., Гуров В.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь: Изд;во СГУ, 2007;
  6. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Ред. Г. А. Ключарее. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 35 - 72.