Евразийский
научный
журнал

Проект реализации ФГОС ДО по духовно – нравственному развитию и приобщению детей к культурному мировому наследию «Сядем ладком - поговорим за чайком...» в рамках среднесрочного авторского проекта.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Замятина Татьяна Николаевна, Копотилова Елена Владимировна, Мезенцева Людмила Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 1342
Показать PDF версию Проект реализации ФГОС ДО по духовно – нравственному развитию и приобщению детей к культурному мировому наследию «Сядем ладком - поговорим за чайком...» в рамках среднесрочного авторского проекта.

Замятина Татьяна Николаевна,
Копотилова Елена Владимировна

воспитатели
Мезенцева Людмила Анатольевна
музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №29 «Солнышко»
г. Туапсе МО Туапсинский район, Краснодарский край.

Паспорт проекта:

Проблема: «Аромат чая и вкус чая распространяются широко, широко, укрепляют отношения между людьми». Цзинь Чжан Цзайв, древнекитайский поэт.

Педагогический смысл нашей работы по нравственному воспитанию состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и умение сделать нравственный выбор. Мы считаем, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру и сострадание. Мы предлагаем ознакомиться с перспективным планированием по проекту.

Начиная проект, мы поставили перед собой задачу, через знакомство с чаем и складывающуюся веками культуру его потребления разными народами, являющуюся универсальной энциклопедией толерантности, способствовать сплочению детского коллектива, родителей и педагогов, а также вызвать желание вести здоровый образ жизни. В результате исследования духовно — нравственного аспекта в воспитании детей (в процессе повседневной жизни и реализации НОД), выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о традициях чаепития и его полезных свойствах. Анкетирование и беседы с родителями, также показали о недостаточном запасе знаний на данную тему.

Актуальность.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. «Хорошая вещь чай, очень хорошая! Чем больше чай станут пить люди, тем меньше будут тянуться к винтовке — это дело важное» писал русский писатель В. Песков. Психологи установили, что дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивость к усвоению нравственных правил и нор. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент для развития личности. Основой воспитания, определяющим нравственное развитие личности в дошкольном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опираясь на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл нашей работы по нравственному воспитанию состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и умение сделать нравственный выбор. Мы считаем, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру и сострадание. Разнообразные применяемые нами методы в ходе работы над проектом направлены на формирование:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма).

«Патриотизм и толерантность — два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости)

«Терпимость — это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр ).

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний)

Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества" (С. Лихачёв)

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

«Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека — взрослого и ребёнка — должна стать толерантность» (М. Орлова)

В данном проекте предлагаем изучение чайных традиций и обычаев народов мира и России. В каждой чаепотребляющей стране или регионе сформировались свои «чайные традиции», отличающиеся способом приготовления, обстоятельствами и порядком употребления чая. Проект «Сядем ладком -поговорим за чайком...» предусматривает комплексное воздействие на дошкольников с помощью занятий музыки, ритмопластики, изобразительного искусства, праздников, коллективных творческих дел. Изучение родной культуры и культурных традиций других стран, воспитывает в детях чувство гордости за свою страну и толерантность по отношению к народам ближнего и дальнего зарубежья. Используемые нами формы и методы в данном проекте помогают ребенку создать и пополнить в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох, заботиться о своем здоровье. Все это позволяет сделать жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, что способствует повышению нравственной культуры ребенка. А значит, способствует выполнению статьи 1. «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», в которой записано:

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Цель проекта:

Формирование у детей интереса и соответствующих знаний о чайных церемониях народов мира, путем воспитания духовно — нравственной личности ребёнка посредством различных видов искусств.

Задачи:

1.Создать условия для ознакомления детей с историей возникновения чая и чайными церемониями народов мира и России.

2.Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям чаепития народов мира, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

3.Показать важность общения для человека, через традиции чайных церемоний, знакомя с правилами хорошего тона (правилами поведения за столом, в гостях, принимая гостей).

4.Прививать потребность здорового образа жизни, правильного питания, употребления чая, учитывая его целебные свойства

5.Развивать художественно-творческие способности детей посредством: русского декоративно-прикладного искусства; использования бросового материала; скульптур малых форм; элементов китайской живописи У-СИН; пластилинография.

6.Создать условия для приобщения детей к национальному фольклору разных стран и России через хореографию и музыку, формируя первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.

7.Продолжить формирование образную и связанную речь детей, обогатить словарный запас дошкольников.

8.Воспитывать уважительное отношение к национальному наследию народов мира и своей Родины через знакомство с национальными костюмами.

9.Воспитывать толерантность по средствам театрализованной деятельности, развивая у детей стремление к созидательной деятельности, творческое воображение и нравственные качества.

10.Привлечь внимание родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

11.Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

Вид проекта: среднесрочный (сентябрь — декабрь); познавательно исследовательский; информационно-ориентированный; творческий; групповой; в рамках МДОУ.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель-руководитель творческой мастерской, родители.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как культурно — досуговая деятельность.

План реализации направления работы по приобщению детей к традициям чаепития народов мира и России:

Ø Преобразование развивающей предметно-пространственной среды.

Ø Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц и т. п.)

Ø Знакомство с чайными церемониями народов мира и России.

Ø Знакомство с национальным фольклором разных стран и России через хореографию и музыку

Ø Знакомство с русским декоративно-прикладным искусством, элементами китайской живописи У-СИН и техникой миллефиори.

Ø Знакомство с национальными костюмами народов мира и России.

Ø Знакомство с полезными свойствами чая и традиционными сладостями.

Ø Знакомство с видами чая и техникой безопасности при работе с горячей жидкостью.

Ø Кружковая работа по ДПИ.

Предполагаемый результат:

Ø Дети овладеют системой знаний об истории возникновения чая и чайных церемоний, лечебном свойстве и сортах чая народов мира и России.

Ø Смогут использовать свои творческие способности при реализации проекта:

Ø Приобретут устойчивый интерес к национальному разнообразию наследия народов мира и своей Родины через фольклор, хореографию, музыку, и знакомство с национальными костюмами.

Ø Научатся во время своих исследований проявлять самостоятельность, ответственность и умение делать выводы.

Ø Обогатят образную, связанную речь и словарный запас новыми знаниями, смогут применять полученные знания в самостоятельной театрализованной деятельности.

Ø Сформируются нравственные качества, чувство гордости за свою страну и толерантное отношение к народам ближнего и дальнего зарубежья, через проведение чайных церемоний и знакомство с правилами хорошего тона.

Ø В самостоятельных театрализованных играх смогут обустраивать место для игры, перевоплощаться в героев, используя художественные выразительные средства (интонацию, мимику, атрибуты, реквизиты).

Ø Научатся выделять выразительные средства хохломской и гжельской росписей, овладеют новыми способами декоративно-прикладного рисования, (элементами китайской живописи У-СИН), техникой миллефиори и другими техниками пластилинографии.

Ø Активное участие родителей по духовно — нравственному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

Ø Вернисажи, фотовыставки совместного творчества детей и родителей «Город Чайных Мастеров», «Наш любимый семейный чай».

Ø Выставка детских работ «Чайные фантазии»

Ø Создание фонотеки и картотеки с чайным фольклором, пословицами, поговорками, частушками, песнями.

Ø Совместное изготовление костюмов и реквизитов для инсценировок с привлечением родителей и педагогов.

Ø «Чайная карта-приглашение» для родителей.

Ø Совместное оформление «Гербария трав Краснодарского края», используемых для чайной церемонии" и «Коллекции чайных пакетиков» для экспериментальной деятельности.

Ø Наглядные материал для родительского уголка в виде наглядных информационных файлов, буклетов: «Курьезные случаи», «Рецепты приготовления традиционных чаев мира», «Как провести чайные вечеринки дома», «Целебная сила чая», «Попей чайку, позабудешь тоску», «Общие рецепты приготовления чая», «Десять Китайских запретов к чайной церемонии» и т. д.

Ø Стенгазета на тему: «Рецепты традиционных сладостей разных стран».

Ø Выпуск плакатов: «Пьют чай все, умеют пить немногие», «Вчерашний чай хуже ядовитой змеи», Чай не пьешь — где силу берешь?

Ø Создание альбома «Дары природы»

Ø Создание мини-музея «Друг в беде не бросит», куклы в национальных костюмах.

Ø Создание подборки журналов «Куклы в национальных костюмах» (Англия, Китай, Япония, Россия и др.)

Ø Фото отчет по проекту.

Ø Создание авторских видеоклипов по тематике и результатам проекта

Работа с родителями.

Ø Родительский клуб «Родительские посиделки»

Ø — Анкетирование родителей

Ø — Обсуждение плана совместной работы.

Ø — Обсуждение с родителями участия в проектной деятельности ДОУ

Ø День Открытых дверей. Фольклорно — музыкальное развлечение «Сядем ладком — поговорим за чайком...» посвященное Дню Матери.

Ø Консультации для родителей «Чай пьешь, до ста лет живешь»

Ø Оформление информационных стендов, изготовление буклетов, «Чайные фантазии».

Ø Семейная гостиная — «Сладкий час»

Ø Создание мини-музея «Друг, в беде не бросит», куклы в национальных костюмах.

Ø Создание подборки журналов «Куклы в национальных костюмах» (Англия, Китай, Япония, Россия и др.)

Ø Создание «Гербария трав Краснодарского края», используемых для чайной церемонии" и «Коллекции чайных пакетиков».

Ø Посещение городского мероприятия, посвященного празднованию 319 годовщины Кубанского войска.

Ø Подборка сортов чая и создание «Коллекции чайных пакетиков», для детской экспериментальной деятельности.

Ø Совместное изготовление костюмов и реквизитов по теме проекта.

Ø Тренинги «Позаботитесь о себе».

Ø Дискуссии «Умеем ли мы общаться?».

Ø Фотовыставки, вернисажи совместных работ детей и родителей «Город Чайных Мастеров».

Ø Наглядные информационные стенды, буклеты в соответствии с тематикой: «Курьезные случаи», «Рецепты приготовления традиционных чаев мира», «Рецепты традиционных сладостей разных стран», «Целебная сила чая», «Попей чайку, позабудешь тоску», «Говорят дети», в которых помещаем практический материал, дающий возможность получить дополнительную информацию по теме проекта, узнать, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Ø Занятия в творческой мастерской «Подсолнушки»

Этапы проекта:

1этап — подготовительный (сентябрь-декабрь)

Цель: создание необходимых условий для реализации метода проектов.

Основное содержание:

· Выявлена проблема.

· Определена тема и цель проекта.

· Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о пользе употребления и правильности приготовления чая.

· Определены задачи, сроки и участники проекта.

· Определены сроки и участники проекта.

· Составлен план совместной деятельности родителей и педагогов.

· Подобраны источники информации.

· Отобраны приемлемые методы и приемы работы.

· Защита проекта на педагогическом совете ДОУ.

· Транслировать опыт работы по проекту на городских и региональных методических семинарах, конференциях, форумах

2 этап — основной:

Реализация проекта.

· Преобразование развивающей среды в группе с поэтапной сменяемостью, в зависимости от темы изучения: собран демонстрационный и дидактический материал; библиотечка с русскими народными сказками и сказками народов мира; атрибуты к чайным церемониям: Китая, Индии, Японии, Англии, России; сборник с чайным фольклорным материалом; узоры для рисования; трафареты костюмов, альбом «Дары природы»; оснащение зоны экспериментальной деятельности по тематике проекта и т. д.

· Подобран иллюстрационный материал, художественные произведения, музыкальные произведения для прослушивания и восприятия, а также для дальнейшего изображения услышанного в изобразительной и художественно-творческой деятельностях детей.

· Изготовление костюмов и реквизитов для инсценировок и танцев народов мира, по теме проекта.

· Создание альбома «Дары природы»

· Создание мини-музея «Друг в беде не бросит», куклы в национальных костюмах и использование их в художественно-творческой деятельности детей.

· Создание подборки журналов «Куклы в национальных костюмах» (Англия, Китай, Япония, Россия и др.)

· Приобретение политической карты мира.

· Проведен цикл занятий по ознакомлению с чайными традициями народов мира и России.

· Создание фонотеки: с фольклором, частушками, песнями, посвященные чайной церемонии.

· Создание мини-библиотеки «Сказки народов мира»

· Составление копилки с фольклором, пословицами, поговорками о чае, чайными приметами.

· Составление копилки с народными играми и играми народов мира.

· Оформление наглядных информационных стендов, буклетов: «Курьезные случаи», «Рецепты приготовления традиционных чаев мира», «Рецепты традиционных сладостей разных стран», «Целебная сила чая», «Попей чайку, позабудешь тоску».

· Подбор дидактического материала по ознакомлению дошкольников с чайными традициями.

· Подбор материала к проекту с использованием ИКТ.

· Проведены праздники-развлечения с участием родителей.

· Проведение консультаций «Чай пьешь, до ста лет живешь», «Необычная чайная вечеринка у вас дома», «Роль чая в здоровье ребенка» и др.

· Составление советов любителям чая. «Учимся правильно выбирать чай»

· Разучивание фольклорного материала, песен и танцев, по теме проекта.

· Разучивание элементов ритмопластики.

· Проведение праздников, развлечений с участием родителей «Сядем ладком — поговорим за чайком», «Становитесь в дружный круг, поиграем вместе!» и др.

· Организация выставок совместных поделок «Город Чайных Мастеров», «Чайные фантазии».

· Организация выставки одного дня «Семейное чаепитие — это мечты, любовь, тепло и счастье!»

· Работа в кружке ДПИ «Подсолнушки»

· Фото-сессия, фоторепортаж.

· Фоторепортаж по проекту; презентация.

Тематическое планирование по формированию интереса к чайным церемониям народов мира и России у детей старшего дошкольного возраста.

Последовательность реализации поставленной цели:

Сентябрь. 1 неделя

· Выявлена проблема;

· Определена тема и цель проекта.

· Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о пользе употребления и правильности приготовления чая

· Определены задачи, сроки и участники проекта

· Определены сроки и участники проекта

· Составлен план совместной деятельности

· Подобраны источники информации

· Отобраны приемлемые методы и приемы работы

· Защита проекта на педагогическом совете ДОУ

· Родительский клуб «Родительские посиделки» анкетирование родителей

· Обсуждение плана совместной работы учебный год.

· Обсуждение с родителями участия в проектной деятельности ДОУ

2 неделя.

· Создание развивающей среды в группе с поэтапной сменяемостью

· Подобран музыкальный репертуар по теме проекта

· Подобран материал к проекту с использованием ЦОР.

· Создание альбома «Дары природы»

· Создание гербария «Травы Краснодарского края, для чайной церемонии»

· Создание мини-музея «Друг в беде не бросит»

· Создание подборки журналов «Куклы в национальных костюмах» (Англия, Китай, Япония, Россия и др.)

· Приобретение политической карты мира

· Создание картотеки, фонотеки: с фольклором, пословицами, поговорками, частушками, песнями, посвященные чайной церемонии, а также народные игры и игры народов мира;

· Создание мини-библиотеки «Сказки народов мира»

· Оформление наглядных информационных стендов, буклетов: «Курьезные случаи», «Рецепты приготовления традиционных чаев мира», «Рецепты традиционных сладостей разных стран», «Целебная сила чая», «Попей чайку, позабудешь тоску»

· Подборка дидактического и иллюстрационного материала по ознакомлению дошкольников с чайными традициями

· Разучивание фольклорного материала, песен и танцев, по теме проекта

· Изготовление костюмов и реквизитов для инсценировок и танцев народов мира

· Проведение консультаций «Чай пьешь, до ста лет живешь», «Необычная чайная вечеринка у вас дома», «Роль чая в здоровье ребенка» и др.

3 неделя.

1. Беседа — видео-экскурс «Как растет чай» (ИКТ)

2. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Чайная плантация» (тычком) Цель: Развивать представления детей о разнообразии оттенков, используя нетрадиционную технику рисования

3. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Какая разная посуда!»

4. Чтение художественной литературы: «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал» В. Кужелёва

5. Чтение сказки: «Хуан Сяо» (Китайская)

6. Разучивание элементов «Китайского танца»

7. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах. (Китай)

Работа с родителями.

Консультации для родителей «Чай пьешь — до ста лет живешь».

Совместное с родителями изготовление китайского костюма.

Семейная гостиная «Сладкий час» Тема: «Учимся правильно выбирать чай. Советы любителям чая»

4 неделя.

1. Беседа — видео-экскурс «Путешествие в Китай» (ИКТ) Цель: Развивать представления детей о чайных традициях Китая.

2. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Ветвь сакуры» (печатание) Цель: Познакомить с новым способом изображения и воспитывать умение действовать согласованно во время работы.

3. Лепка: «Дерево сакуры» Цель: Продолжать формировать умения детей использовать комбинированные способы для придания выразительности образа

4. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Знакомство с элементами японского костюма»

5. Чтение художественной литературы: «Иван Иваныч Самовар» Д. Хармса

6. Просмотр мультфильма: Лунтик «Солёный чай»

7. Разучивание элементов «Японского танца»

8. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Япония)

Работа с родителями.

Совместное оформление «Гербария трав Краснодарского края.

Совместное изготовление японского костюма

Подготовка к организации выставки поделок.

Оформление папки на тему: «Необычные вечеринки в стиле чаепития»

Октябрь. 1 неделя.

1. Беседа — видео-экскурс «Путешествие в Японию». (ИКТ)

2. Занятие «Чайное путешествие в Японию» (образовательная область «Познание») Цель: Познакомить с этапами проведения чайной церемонии и правилами составления «икебаны».

3. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Осенний букет в вазе» Цель: Совершенствовать технику изображения соединяя в одном рисунке разные способы изображения

4. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Знакомство с элементами английского костюма»

5. Чтение художественной литературы: «Федорино горе» К. И. Чуковский

6. Разучивание элементов «Английского танца»

7. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Англия)

Работа с родителями:

Оформление папки на тему: «Чайный этикет»

Выпуск брошюры «Популярные рецепты. Охлаждённые чаи»

Родительский клуб «Родительские посиделки» Дискуссия «Умеем ли мы общаться?», с элементом тренинга «Позаботитесь о себе».

Совместное изготовление английского костюма

Совместное оформление «Коллекции чайных пакетиков».

2 неделя.

1. «Чайное путешествие в Индию и Англии» (образовательная область «Познание») Цель: Познакомить с чайными традициями этих стран.

2. Занятия Беседа — видео-экскурс «Путешествие в Индию» (ИКТ)

3. Занятие по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Мой любимый земной шар!» Цель: Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков индийского народа

4. Лепка: «Маленький слоненок» (пластилинография)

Цель: Способствовать развитию умений детей использовать в творчестве разнообразные техники

5. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Знакомство с китайской кистевой живописью У-СИН» (ИКТ)

6. Чтение художественной литературы: «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, «Сказка про Джамайму и Нырнивлужу» английской пер. И. Токмаковой

7. Разучивание элементов индийского танца

8. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Индия)

9. Просмотр мультфильма: «Тигрёнок в чайнике»

Работа с родителями:

Оформление информационного стенда на тему: «Популярные рецепты». «Чай из трав, плодов и ягод»

Совместное изготовление индийского костюма.

3 неделя.

1. Беседа — видео-экскурс «Русские художники о традиции чаепития»

2. Занятие «Приглашаем всех на чай!» (образовательная область «Познание») (ИКТ) Цель: Познакомить с историей появления чая и чайными церемония мира.

3. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Вкусное варение для чая» Цель: Учить детей использовать разные материалы для создания основного изображения.

4. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Кистевая живопись У-СИН элемент»

5. Инсценировка. «Муха Цокотуха» К.И. Чуковский

6. Чтение сказки: «Самый красивый наряд на свете» Японская пер. В.Марковой

7. Разучивание элементов «Русской пляски»

8. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (русский)

Работа с родителями:

Семейная гостиная. «Сладкий час» Тема: «Популярные рецепты». Дегустация чая с различными добавками из опыта родителей«.

Оформление папки на тему: «Несколько рецептов для здоровья»

Посещение городского мероприятия, посвященного празднованию 319 годовщины Кубанского войска.

4 неделя.

1. Занятие-презентация «Необыкновенная история о чудо — самоварах» (образовательная область «Познание») Цель: познакомить с разнообразием видов самоваров.

2. Занятия по художественно- творческой деятельности. Рисование. Тема: «Китайский коврик-циновка» (живопись У-СИН) Цель: Развивать цветовое восприятие, умение передавать насыщенность одного цвета.

3. Лепка: «Чайный сервиз» (техника миллефиори) Цель: Расширять представления детей о разнообразии способов изображения, для передачи характерных особенностей предметов

4. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Изготовление «Чайной карты-приглашения» (живопись У-СИН)

5. Инсценировка: «Иван — Иванович — Самовар» Д. Хармс

6. Чтение сказки: «Голубая птица» Туркменская обр.А.Александровой

7. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Туркмения)

Работа с родителями:

Семейная гостиная — «Сладкий час» Тема: «Популярные рецепты.- Чайные бальзамы».

Выпуск стенгазеты "«Рецепты традиционных сладостей разных стран»

Подготовка к организации выставки детских поделок «Чайные фантазии»

Ноябрь. 1 неделя.

1. Занятие «Чай полезен и приятен» (образовательная область «Познание» ИКТ) Цель: Познакомить с полезными свойствами чая.

2. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Грустная осень» (сухим чаем) Цель: Учить передавать настроение сезонных явлений в природе, используя нетрадиционный способ изображения сухим спитым чаем

3. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Кистевая живопись У-СИН элемент

4. Музыкальная инсценировка: «Чайник с крышечкой»

5. Чтение сказки: «О плачущих и смеющихся яблоках» (Сирийская сказка)

6. Знакомство с экспозицией мини — музея «Друг в беде не бросит»

7. Рассматривание альбома «Дары природы»

8. Просмотр мультфильма: «Пых, пых самовар».

Работа с родителями:

Семейная гостиная «Сладкий час» Тема: «Чайный этикет — Что и как подать к чаю».

Консультация «Если чай не пьешь, где силы берешь?»

2 неделя.

1. Занятие «Правила заваривания чая» (образовательная область «Познание») Цель: тестирование чая и правила работы с горячей жидкостью.

2. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Роспись веера» (живопись У-СИН) Цель: Развивать представления о новых способах изображения, знакомя детей с китайской живописью.

3. Лепка: «Тростник» (пластилинография) Цель: Формировать умения передавать пропорции и умение использовать разный нажим в творческой работе.

4. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Тростник» (живопись У-СИН)

5. Игра — пантомима «Фанты»

6. Чтение сказки «Не для себя человек родится» (Монгольская)

7. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Монголия), с посещением мини — музея «Друг в беде не бросит»

8. П. /игра «Шерлок Холмс» (английская)

Работа с родителями

День Открытых дверей. Открытие выставки детских работ «Чайные фантазии»

Семейная гостиная «Сладкий час» Тема: «Чайный этикет. Сервировка чайного стола». Культурно — развлекательный досуг с чаепитием и дегустацией пирогов.

3 неделя.

1. Занятие «Как попал чай в Россию» (образовательная область «Речевое развитие») (ИКТ) Цель: Познакомить с историей, традициями, с чайным фольклором.

2. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование.

Тема: «Наш семейный сладкий чай» (Сюжетное рисование) Цель: Формировать умение строить композицию рисунка передавая движения людей, проявляя самостоятельность в выборе цветового решения

3. Занятия в кружке «Подсолнушки»

Тема: «Лотос» (живопись У-СИН)

4. Чтение сказки: «Кто всех одолеет» (Английская сказка)

5. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Австрия), в мини — музее «Друг в беде не бросит»

6. П./игра «Найди платок!» (Австрийская)

Работа с родителями

Подготовка к выставке поделок.

Семейная гостиная. «Сладкий час» Тема: «Чайный этикет. Правила поведения во время чаепития»

4 неделя.

1. Занятие «Чай, какой он?» (образовательная область «Познание») Цель: путем экспериментирования познакомить с видами чая, сравнить свойства разных сортов чая и отметить вкусовые ощущения.

2. Занятие «Праздник Имени» (образовательная область «Социально коммуникативная») Цель: Познакомить детей с традициями празднования именин на Руси и на Кубани с чаепитием, у самовара.

3. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Самовар» (гжельская роспись) Цель: Совершенствовать умения выделять и передавать цветовую гамму и характерные элементы узора.

4. Лепка: «Угощение к чаю» Цель: Совершенствовать умения детей использовать разнообразные способы лепки.

5. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Лазурная красота Гжельской росписи» (ИКТ)

6. Чтение сказки: «Джамиль и Джамиля» (Арабская)

7. П /игра «Казаки — Разбойники».

8. Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Египет) в мини — музее «Друг в беде не бросит»

Работа с родителями:

День Открытых дверей. Фольклорно — музыкальное развлечение «Сядем ладком — поговорим за чайком...» посвященное Дню Матери (с использованием авторской презентации)

Открытие выставки-вернисажа «Город Чайных Мастеров»

Семейная гостиная. «Сладкий час» Тема: «Целебная сила зеленого и черного чая».

Консультация: «Роль чая в здоровье ребенка»

Декабрь. 1 неделя.

1. Занятие «С русским задором по русским просторам» (образовательная область «Речевое развитие») Цель: Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

2. Занятия по художественно — творческой деятельности Рисование. Тема: «Национальные костюмы» Цель: Способствовать развитию умений детей передавать характерные особенности образа с помощью использования знакомой техники

3. Лепка: «Чашечка для любимой мамы» (пластилинография) Цель: Развивать у детей умения использовать сочетание цветов в своем творчестве

4. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Лепка чайной пары»

5. Чтение сказки: «Слуга и Замидар» (Индийская сказка) Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Марокко) в мини — музее «Друг в беде не бросит»

6. Рассматривание гербария «Дары природы».

Работа с родителями:

Оформление буклетов на тему: «Общие советы приготовления чая».

Консультация на тему: " Целебные свойства зеленого и черного чая необходимые для здоровья людей«

2 неделя.

1. Занятие «Чай пьешь — до ста лет живешь» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») Цель: Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

2. Занятия по художественно — творческой деятельности. Рисование. Тема: «Чайные фантазии» (хохломская роспись) Цель: Продолжать развивать декоративное творчество детей, совершенствуя технику изображения.

3. Занятия в кружке «Подсолнушки» Тема: «Гжельская роспись чайной пары»

4. Чтение сказки: «Завороженный пудинг» (Ирландская) Рассматривание журнала «Куклы в национальных костюмах» (Норвегия) в мини — музее «Друг в беде не бросит»

5. Итоговая беседа в мини — музее «Друг в беде не бросит», с использованием раскрасок.

6. Праздник «Путешествие вокруг земного шара с чайным листочком» (образовательная область «Художественно-эстетическое»)

Цель: способствовать реализации творческой деятельности и приобщение к культуре разных стран через традиции чаепития

7. Культурно — развлекательный досуг «С самоваром рядом встанем в дружный круг» Цель: расширять представления о традициях и обычаях народов и умение использовать полученные навыки.

Работа с родителями:

Оформление буклетов «Способы заваривания чая в различных странах мира

День Открытых Дверей. Открытие выставки одного дня «Семейное чаепитие это мечты, любовь, тепло и счастье!»

3 неделя.

Обсуждение и подведение итогов реализации проекта.

Создание презентации по проекту

Выступление на педагогическом совете ДОУ по итогам реализации проекта.

Ожидаемый результат:

· Расширение уровня знаний к церемониям чаепития народов мира и России.

· Повышение интереса к традиция и обрядам чайных церемоний.

· Формирование умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.

· Формирование понимания о необходимости соблюдать меры предосторожности при работе с горячей жидкостью.

· Развитие творческих способностей детей.

· Получение новых знаний о кистевой китайской живописи У-СИН в творческой мастерской «Подсолнушки».

· Знакомство с народными костюмами мира и России.

· Повышение интереса к видами декоративно — прикладного искусства, связанных с росписью чайной посуды, скульптурой малых форм, миниатюрных картинок на чайные темы.

· Освоение способов кистевой живописи У-СИН.

· Формирование умений составлять декоративные композиции используя характерные элементы узора и цветовую гамму.

Планирование мероприятий по развитию музыкальных способностей детей .

· Последовательность реализации поставленной цели:

· Проведение познавательных бесед о музыкально-танцевальном творчестве народов мира и России. (ИКТ)

· Знакомство с хореографией стран по проекту. (ИКТ)

· Разучивание элементов ритмопластики Китая, Японии, Индии, России.

· Проведение чайных церемоний с использованием музыкальных произведений.

· Постановка музыкальных инсценировок.

· Включение фольклорного материала в праздники и развлечения, самостоятельную деятельность.

· Приобщение родителей к устному народному творчеству, через совместное участие родителей и детей в праздниках.

· Прослушивание музыкальных произведений, изучение песен, чайных частушек разных стран к чайным церемониям.

3 этап — заключительный.

Праздник «Путешествие вокруг земного шара с чайным листочком»

День Открытых Дверей. Культурно — развлекательный досуг «С самоваром рядом встанем в дружный круг»

Обсуждение и подведение итогов реализации проекта.

Создание презентации по проекту

Выступление на педагогическом совете ДОУ по итогам реализации проекта

Транслировать опыт работы по проекту на городских и региональных методических семинарах, конференциях, форумах

Презентация на РМО проекта «Сядем ладком — поговорим за чайком...» в рамках среднесрочного авторского проекта по духовно — нравственному воспитанию и приобщению детей к церемониям чаепития народов мира и России.

Результативность проекта:

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможность воспитания нравственно патриотических чувств и толерантности у детей. Знакомясь с чайными церемониями, ребята научились видеть красоту в обыденном и простом, и прекрасное в малом.

После изучения этой темы, мы выяснили, что чай желательно пить отдельно до еды или после еды с интервалом через 30 минут. Тогда чай будет полезен для организма человека. Только свежезаваренный чай обязательно зарядит энергией добра.

Благодаря данному проекту у воспитанников сформировались соответствующие знания о чайных церемониях разных стран мира, возрос интерес к национальным традициям, проявился интерес к экспериментальной деятельности и самостоятельной театрализованной деятельности.

Каждый участник кружка «Подсолнушки» смог проявить свои творческие способности, освоить кистевую роспись У-СИН, совершенствовал навыки в народно-прикладном искусстве.

Данный проект способствовал положительному влиянию на духовно — нравственное совершенствование подрастающего поколения, развитию культурно — творческого потенциала, воспитанию чувства гордости за свою страну и толерантного отношения к народам ближнего и дальнего зарубежья. Это стало возможным благодаря опоре на чувства детей и их эмоциональную отзывчивость.

Родители получили возможность реализовать свои желания и возможности в художественном творчестве, посещая устраиваемые для них «Сладкие часы». Тесно взаимодействуя с родителями, мы добились положительных результатов в воспитании и обучении детей, подготовки их к школе. Наше взаимодействие являлось партнерским, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Информационное обеспечение проекта

  1. Л.В. Колесниченко «Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира». Издательство: АСТ, Сталкер, 2006
  2. В.В. Похлебкин «Чай» М. Центрполиграф 2001 г.
  3. Н.А, Теленкова «Чай — великий целитель» РИПОЛ классик М. 2008 г.
  4. Н. П. Ивашкевич «Искусство чайного стола» Лениздат, 1990г.
  5. В.М.Семенов «Все о чае и чаепитии» Новейшая чайная энциклопедия
  6. Ван Лин. «Китайское искусство чаепития»
  7. Артюхова И. С. «Ценности и воспитание Педагогика, 1999г.
  8. Н.В. Архангельский «Нравственное воспитание». М. Просвещение, 1979г.
  9. А.В. Бабаян «О нравственности и нравственном воспитании» Педагогика 2005г.
  10. Т.Г. Жарковская «Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях» Стандарты и мониторинг в образовании — 2003г.
  11. В.С. Леднев. «Духовно-нравственная культура в образовании человека» Стандарты и мониторинг в образовании — 2002г.