Евразийский
научный
журнал

Проблемы во взаимодействии государства и благотворительных организаций

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Башарова Анна Константиновна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 935
Показать PDF версию Проблемы во взаимодействии государства и благотворительных организаций

Башарова Анна Константиновна
Студент магистратуры
Санкт-Петербургского политехнического университета
Петра Великого
Россия, г. Санкт-Петербург

В России, как и в любом развитом государстве, деятельность некоммерческих организаций (далее — НКО) осуществляется на довольно высоком уровне. Среди российских регионов Северо-Западный является одним из лидеров по количеству НКО.

Экономический эффект от работы некоммерческого сектора является достаточно весомым для Северо-Западного региона так как в некоммерческой сфере работают около 3 % населения, не учитывая волонтеров, а также НКО распреде­ляют привлеченные средства на реализацию множества соци­альных программ и проектов, при этом большая часть насе­ления получает социальную помощь от НКО.

Взаимодействие региональных и муниципальных вла­стей с НКО в разных регионах и муниципалитетах ведется с разной степенью активности. Ее качество значительно отли­чается в зависимости от степени заинтересованности и наце­ленности власти на работу с НКО.

Поддержка региональных и муниципальных вла­стей социально-ориентированных НКО (в том числе благотворительных организаций) может быть оказана в следующих формах:

1. Оказание финансовой поддержки:

1.1. Предоставление льгот по уплате налогов и сборов (не только для НКО, но и для физических и юридических лиц, осуществляющих пожертвования в пользу НКО).

1.2. Финансовая помощь в виде грантов на основе кон­курса.

1.3. Финансовая помощь в виде субсидий на основе конкурса.

1.4. Размещение у социально ориентированных НКО заказов на выполнение ра­бот, оказания услуг, поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

2. Оказание имущественной поддержки (сдача помеще­ний, принадлежащих Санкт-Петербургу, в аренду с применением льгот для организаций осуществляющих соци­ально-значимые виды деятельности — Комитет имуществен­ных отношении Санкт-Петербурга).

3. Оказание информационной поддержки (порядок об­ращения за информационной поддержкой, социальная ре­клама — Комитет по печати и средствам массовой информа­ции).

4. Оказание организационной, методической под­держки (повышение квалификации для сотрудников НКО — Комитет по социальной политике, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организаци­ями).

Формы и размеры государственной финансовой поддержки НКО определяются распоряжениями глав регионов, постановлени­ями региональных правительств, либо региональными зако­нами.

Предоставление льгот по уплате налогов и сборов (не только для НКО, но и для физических и юридических лиц, осуществляющих пожертвования в пользу НКО) как форма финансирования деятельности НКО существует и закреплена законодательством РФ, но на деле либо не предоставляется, так как налоговыми льготами пользуется только 1 % НКО, либо об этом не знают общественность, бизнес и сами НКО.

Что касается финансовой помощи в виде грантов на основе кон­курса, то здесь необходимо отметить то, что в результате введения «Закона об агентах» в 2013 году [1], а также повышения недоверия граждан к НКО, НКО переориентировались с внешнего (западного) финансирования на внутреннее (рос­сийское). Таким образом, возросло количество заявок на по­лучение грантов практически в 3 раза и теперь грант может получить любая НКО, проект которой имеет социальное значение. Относительно недостатков подачи заявки для участия в конкурсе на получение гранта следует отметить следующие: высокие транзакционные издержки, рост бюрократизации НКО, необходимость дополнительных знаний и навыков, под­держка имеет краткосрочный характер, избыточная отчет­ность.

Ниже представлена схема финансирования деятельности НКО с помощью получения грантов (рисунок 1).


dytlnstnko_1.png

Рисунок 1 — Финансирование деятельности НКО с помощью грантов

После получения грантов НКО от грантода­ющих организаций, должны быть размещены отчеты о расхо­довании средств, что зачастую не совершается. Либо полу­чает грант именно та НКО, чья деятельность связана с госу­дарственными органами, например, НКО возглавляется депутатом. Таким образом, можно сказать, что система распределения бюджет­ных средств абсолютно непрозрачна, поэтому ей необходимо уделять особое внимание.

Хочется затронуть и финансовую помощь в виде субсидий на основе конкурса. Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной НКО (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализа­цию конкретных программ и проектов в определенной сфере.

Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтвер­ждающие целевое использование документы.

dytlnstnko_2.png

Рисунок 2 — Финансирование деятельности НКО с помощью субсидий

Размещение у социально ориентированных НКО заказов на выполнение ра­бот, оказания услуг, поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. В данной модели взаимодействия государство, а именно администрация района выступает в качестве заказ­чика услуги, ее потребителями является определенная целе­вая группа (рисунок 3).

После введения Закона об иностранных агентах в 2013 году НКО стали активно участвовать в различных конкурсах и тендерах на получение государственного и муниципального заказа. С вступлением в силу ФЗ № 44 (ред. от 22.02.2017) «О контрактной си­стеме» [2] с 2014 года около 15 % государственных закупок ис­полняется НКО и малым бизнесом, т.е. введение данного за­кона привлекло еще больше НКО в систему финансирования.

dytlnstnko_3.png

Рисунок 3 — Государственный заказ для НКО

После проведения конкурса в рамках федерального за­кона по размещения заказа, контрактной системы в сфере за­купок на государственные нужды, между государством и НКО оформляется договор или контракт на оказание услуг. Довольно часто органы власти и местного самоуправ­ления размещают заказы на выполнение социально-значимых услуг и работ именно через государственный заказ. Делается это, в первую очередь, из-за простоты оформления всех до­кументов (в сравнении с процедурой предоставления субси­дий).

Сложностей и препятствий для НКО в этой системе очень много:

1. Открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только НКО, но и лю­бое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объяв­ленного конкурса.

2. В случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).

3. НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчет­ности по таким договорам и контрактам являются акты вы­полненных работ, а смета часто включает расчетную стои­мость услуг (а не полный список статей расходов).

В настоящее время законодательством заложена норма, позволяющая размещать заказы для государственных и муниципальных нужд только среди НКО, однако процедура проведения таких конкурсов все еще не разработана.

Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что во всех формах государственной финансовой поддержки НКО существуют немаловажные проблемы, которые требуют решения.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_132900/ (дата обращения: 03.04.2017).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 (ред. от 28.03.2017) «О контрактной си­стеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. URL: http://www.сonsultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 04.04.2017).