Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы развития технологии конфликтологической культуры учителя

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Муса Увайсович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2025
Показать PDF версию Проблемы развития технологии конфликтологической культуры учителя

Ярычев Муса Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет



Анализ педагогической литературы в обозначенном аспекте позволил установить как объединяющие, так и различные позиции по отношению к педагогическим технологиям. Объединяющей выступает позиция признания положительного соотношения между явлениями технологизации педагогического процесса и его эффективностью, качеством, результативностью.

«Принято считать, что педагогический процесс, построенный по технологическим принципам, должен давать высокий уровень эффективности» [1,с.227]. Различные позиции относятся к проблеме области применения технологий в педагогике. Так, утверждается, что на основе главного звена любой технологии, а именно конечного результата и контроля точности его достижения, возможна технологизация только процесса обучения, так как до сих пор педагогика выработала лишь обучающие диагностичные цели. В воспитательном процессе применение технологией невозможно по причине принципиальной невозможности определить диагностичные цели и использовать соответствующий диагностический инструмент [2,с.11].

Вместе с тем в педагогике существуют описанные и реализующиеся в практике технологии воспитательного процесса. Нам близка позиция Н.Е. Щурковой, которая базируется на выделении отдельной области педагогических знаний – прикладной педагогике. «Прикладная педагогика, – пишет Н.Е. Щуркова, – не инструкции и рецепты, а, скорее, принципы практического воплощения педагогической технологии» [3,с.6]. Обращает на себя внимание факт объективного обоснования технологизации воспитательного процесса: «В нашем воздействии на человека, в нашем взаимодействии с ним и миром существуют некоторые закономерности.

Не учитывать их – значит обрекать взаимодействие на непродуктивность» [4,с.90]. К сожалению, далее автор не разворачивает утверждение, и содержание этого положения остается нераскрытым. По нашему мнению, наличие закономерностей в процессах воздействия и взаимодействия дает возможность для их технологизации. Собственно, именно педагогическая технологизация воздействия на субъектов педагогического процесса и их взаимодействия позволит максимально реализоваться свойственным этим процессам закономерностям.

Особое уважение к учительскому труду - исконная национальная российская традиция. Российское учительство всегда обладало моральным авторитетом, который считался цветом русской интеллигенции. Однако в последнее время отношение к учителю изменилось и в целом рассматривается как неоднозначное: старшее поколение отмечает его заслуги, но учащиеся и многие их родители нередко высказывают критику в адрес педагога. В современном обществе учителя перестали ценить как профессионала, как личность. Тем не менее, в отдельных национальных республиках, например, в Чеченской республике, педагог остается значимым лицом для общественности. Несмотря на существующую здесь социальную напряженность и нестабильность, а также постконфликтное становление и развитие региона, отмечается беспрекословное почитание и уважение личности учителя. Учитель продолжает оказывать влияние на подрастающее поколение, он формирует у учащихся картину мира и в первую очередь эталон взаимоотношений.[5,с. 95]

К этому необходимо добавить, что педагогическая деятельность учителя характеризуется взаимодействием большого количества людей, относящихся к разным возрастным категориям и обладающих различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации, для разрешения которых педагогу необходимо обладать специальными знаниями и умениями. Эти качества помогают формировать у подрастающего поколения навыки продуктивного межличностного общения, которые можно рассматривать как превентивную политику в возникновении конфликтов в обществе.

По существу, распознавание конфликтных ситуаций и предотвращение конфликтов является одной из составляющей профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учреждения.

В результате анализа научной литературы и педагогической практики установлено, что педагогическая деятельность учителя характеризуется взаимодействием большого количества людей, относящихся к разным возрастным категориям и обладающих различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации, для разрешения которых педагогу необходимо обладать специальными знаниями и умениями. [6,с. 1395]

Распознавание конфликтных ситуаций и предотвращение конфликтов является одной из важных составляющих профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учреждения.

В результате проведенного родовидового анализа принято определение конфликтологической культуры учителя как интегративного личностного образования, включающего систему конфликтологических знаний, умений и способов деятельности, которые необходимы для осмысленного осуществления педагогических функций в конфликтогенной образовательной среде и разрешения противоречий, возникающих между различными субъектами педагогического взаимодействия.

В качестве структурных составляющих конфликтологической культуры выделены когнитивный, перцептивный, аксиологический, мыследеятельностный и коммуникативно-творческий компоненты. Основу когнитивного компонента составляет совокупность смыслов, т.е. теоретических представлений о педагогических конфликтах, причинах их возникновения и способах преодоления.

Развитие конфликтологической культуры учителя определено как взаимосвязанный и развертываемый во времени процесс направленного изменения когнитивного, перцептивного, аксиологического, мыследеятельностного и коммуникативно-творческого компонентов, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного осуществления учителем профессиональной деятельности в конфликтогенной среде.



















Литература:

1. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности исторических воззрений //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 4. - С. 226-231.

2. Ярычев Н.У.Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации //автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2011. -29с.

3. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994. – 110 с.

4. Ярычев Н.У. Толерантность как духовно-нравственный элемент в системе человеческой культуры //В сборнике: Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций IV Международная научная конференция Россия и Восток. 2007. - С. 86-92.

5. Ярычев Н.У. Конфликтологическая культура учителя: сущность, внутренне строение и особенности развития. - Москва, 2010. – 189с.

6. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. - С. 1394-1397.