Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы правового регулирования избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): 
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 3136
Показать PDF версию Проблемы правового регулирования избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы

Гапоненко Е.Р.
Ростовский институт (филиал)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
E-mail: apolski@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования избирательных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Ключевые слова: избирательное право, выборы, осужденные.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все граждане, достигшие совершеннолетнего возраста имеют соответствующие права на участие в выборах. Однако в законодательстве имеются определённые ограничения, касающиеся лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Рассмотрим их, используя имеющиеся в юридической науке методы [1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,13,14,15].

Согласно п.3 ст. 32 Конституции Российской Федерации «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». При этом право на голосование сохраняется за заключенными под стражу лицами, находящимися в СИЗО. Так как в следственном изоляторе содержатся граждане, находящиеся под следствием, то есть еще не осужденные по приговору суда, следовательно, они не лишены избирательных прав.

Для того чтобы граждане находящиеся в местах лишения свободы, могли принять участие в голосовании и смогли реализовать свои права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, им должны быть обеспечены все условия для проведения голосования. Также необходимо разработать процедуру проведения политическими партиями, совместно с администрацией исправительных учреждений, агитационную работу среди заключённых и лиц, находящихся под следствием, ожидающих вынесения вердикта суда. Возможно, данный вид сотрудничества с представителями партий и самих заключённых, сможет улучшить условия содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы и повысить уровень контроля за соблюдением прав и свобод данной категории граждан. В последствии это может привести к повышению уровня доверия к власти и дальнейшее благоприятной социальной адаптации изолированных от общества граждан, после освобождения из мест лишения свободы.

На наш взгляд, в данном аспекте большую роль играет психологическое состояние этих лиц и дальнейшая перспектива возвращения в нормальную социальную среду после освобождения из мест лишения свободы. Ведь после выхода на свободу они снова становятся частью российского общества и им необходимо оказывать всяческую поддержку по трудоустройству и социальной защите. Данная мера могла бы способствовать снижению криминогенной обстановки в Российской Федерации и ускоренной социальной реабилитации бывших заключенных в обществе. Кроме того, указанные условия смогут повысить уровень доверия к власти и администрации исправительных учреждений, что на прямую связано с соблюдением прав человека и гражданина, находящегося во временной изоляции от общества.

Также хотелось бы указать, что необходимо внести поправки в законодательство с целью последующего распространения избирательных в отношении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по преступлениям небольшой и средней тяжести. Это может помочь в социально-психологическом плане при последующей организации нормальной жизнедеятельности граждан после освобождения из мест лишения свободы, а также их политической активности в жизни нашей страны. Это поднимет процент проголосовавших граждан, что сделает результаты выборов ещё более легитимными и повысит явку избирателей [8].

Литература

  1. Апольский Е.А. Западноевропейская толерантность и мультикультурализм: опыт и перспективы правового регулирования в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 5. С. 233-236.
  2. Апольский Е.А. К вопросу о государственной аттестации научных кадров в РФ // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 13. С. 56-60.
  3. Апольский Е.А. К вопросу о совершенствовании конституции РФ // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ III Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, Юридический институт (Россия). Главный редактор: О.Б. Бигдай. 2014. С. 71-72.
  4. Апольский Е.А. Направления конституционно-правовой политики в области построения полиэтнического общества // В сборнике: Правовая политика: приоритеты и формы реализации Материалы Второй Международной научно-практической конференции. 2015. С. 4-6.
  5. Апольский Е.А. Информационные основы местного самоуправления: необходимость правового регулирования // Вестник СевКавГТИ. 2010. № 10. С. 7-8.
  6. Апольский Е.А. Обратная сторона толерантности: европейский опыт и глобальные перспективы // В сборнике: Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 304-308.
  7. Апольский Е.А. Правосознание будущего юриста: актуальные проблемы // В сборнике: Человек в сфере социально-гуманитарного познания Сборник статей региональной научно-практической конференции. 2009. С. 29-32.
  8. Должиков А.В. «Гордость и предубеждение»: соразмерность полного конституционного запрета заключенным голосовать в России. Постановление Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 года // Международное правосудие. 2013. № 4. С. 17.
  9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.
  10. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 106-108.
  11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 268-269.
  12. Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. 2002. № 2. С. 27.
  13. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 15. С. 107-111.
  14. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки полицейских в странах Европы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 337-339.
  15. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Экстремальная подготовка сотрудников МВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 231-232.