Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Киселев Егор Сергеевич
В данной статье содержится информация о наиболее часто встречающихся проблемах, связанных с организацией и проведением тендерных процедур на территории РФ, а также способах и методах их предупреждения.
Проведение тендерных торгов регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015), на основании которых можно сделать вывод о следующих часто возникающих проблемах:
умышленное затруднение исполнения контрактов путем предъявления исков о признании торгов недействительными;
дача заведомо низкой цены без намерения выполнять контракт, для того чтобы помешать заключению договора с организациями, которые реально способны исполнить условия контракта;
при начале выполнения работ, нанятая организация начинает увеличивать стоимость работ, то есть менять цену, заранее установленную в договоре.
Для того чтобы отсеять недобросовестных участников аукциона необходимо на стадии допуска проверять дееспособность претендентов, в том числе в части наличие у них:
свидетельств саморегулируемых организаций о допуске к выполнению работ, которые являются предметом аукциона;
наличие квалифицированного персонала, для выполнения работ, что подтверждается дипломом о высшем образовании и копиях трудовых договоров;
наличие оборудования и специальной техники необходимой для выполнения работа, являющихся предметом торгов. Данное обстоятельство может быть подтверждено, как инвентарными карточками ОЭС-6, так и договорами аренды оборудования у организаций имеющих такое оборудования с приложением актов приемки-передачи и инвентарной карточки владельца оборудования;
наличие опыта выполнения работ аналогичных тем, которые выставляются на конкурсные торги в течении последних трех лет, что подтверждается заверенными копиями договоров и актами приемки-передачи;
дополнительным средством отсечения недобросовестных работников может также быть обязанность внесения обеспечительного взноса или представлении банковской гарантии, как обеспечение исполнения претендентом обязанности о заключении договора по результатам торгов, которые не будет возвращен, если победивший претендент уклонится от заключения договора;
также к торгам, как правило, не допускаются организации имеющие задолженность по уплате налогов, внесенные в реестр ненадежных поставщиков, руководители которых, привлекались к уголовной ответственности за корыстные преступления, а также в случае конфликта интересов.
В качестве реального примера, иллюстрирующего проблемы тендеров, связанные с недостаточной проработкой конкурсных документаций и установлении барьеров для недобросовестных участников, можно привести в качестве примера решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 октября 2014 года по делу №А26-5350/2014, которым было установлено, что конкурсная документация не устанавливала конкретный объем оборудования и ресурсов, необходимых для исполнения контракта, в связи с чем суд посчитал, что в конкурсной документации в нарушение части 1-ой статьи 50-ой Закона №44 –ФЗ отсутствуют критерии оценки заявок, методика оценки этого критерия, что не соответствует принципам определенности и однозначности, в связи с чем на основании статьи 499 ГК РФ торги признаны недействительными, что повлекло недействительность договора с лицом, выигравшим торги.