Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы готовности к самообразованию курсантов в военном образовательном учреждении

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2018»  (февраль, 2018)
Количество просмотров статьи: 1544
Показать PDF версию Проблемы готовности к самообразованию курсантов в военном образовательном учреждении

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: «Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование — одно из средств самовоспитания».

Проблема формирования готовности к самообразованию изучалась в педагогической литературе и практике, при этом исследователи определяют самообразование с разных позиций. Так, А.Я. Айзенберг рассматривает самообразование как целенаправленную систематическую познавательную деятельность, управляемую самой личностью. П.И. Пидкасистый, Г.Н. Сериков определяют самообразование как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку. В понимании Г.М. Коджаспировой, самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность. В работах А.К. Громцевой самообразование — это целенаправленная, управляемая самим учащимся, познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Б.Ф. Райский говорит о самообразовании как о высшей форме проявления познавательной активности. [1]

Как высшая форма удовлетворения познавательной потребности самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, умением мобилизовать, актуализировать знания, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются. Цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование профессиональной деятельности, общественной жизни и самого себя. Самообразование — это творческий процесс, поскольку его результатом является формирование уникальной личности.[2]

Истинное самообразование невозможно без хорошо сформированной системы разумных способов умственной деятельности, состоящей, прежде всего, из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для достижения этого необходим высокий уровень развития внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, креативности, всех компонентов саморегуляции.

Самообразование — насыщенный, многоуровневый процесс, включающий в себя образование потребности мотивации, готовность к самообразованию и использованию контрольных функций над результатами в различных формах контроля. Важным фактором самообразовательной деятельности является преобразование и перенос имеющихся знаний в новые ситуации познавательной и практической деятельности.

В военном вузе закладывается база необходимых знаний для реализации профессиональной деятельности, которая в дальнейшем должна совершенствоваться, пополнятся самостоятельно военными специалистами. В таких условиях формирование готовности к самообразованию в обучении становится особо актуальной при подготовке будущих офицеров, так как это позволит им самостоятельно компенсировать недостаточность знаний, необходимых для профессионального роста.

Готовность к решению различного рода задач требует от курсанта наличия у него стремления к самосовершенствованию, проявлению самостоятельных действий в меняющейся обстановке, способности к систематическому самостоятельному освоению материалов обучения. Поэтому успех самообразования напрямую зависит от следующих факторов осознания курсантами необходимости приобретения дополнительных знаний: умения планировать и предусматривать последовательные шаги в поиске ответов на возникающие вопросы; умения осуществлять отбор из ранее усвоенных знаний, актуализировать их и соотносить с решаемой проблемой; желания найти ответы на возникшие вопросы, необходимости познания нового; создание условий для реализации потребности в самообразовании.

Литература:

  1. Гашичев А.В. Антиномия «Личностное социальное» как инструмент анализа и оценки педагогических исследований в сфере формирования познавательных интересов курсантов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5 С.40-46.
  2. Шуклина Е.А. Вопросы методики социологического исследования самообразования// Социс. 2011. № 10. С. 44-47.