Евразийский
научный
журнал

Проблемы формирования управленческой отчетности на малых предприятиях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хачатрян Самвел Матевосович, Малиновская Наталья Владимировна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 1937
Показать PDF версию Проблемы формирования управленческой отчетности на малых предприятиях

Хачатрян Самвел Матевосович
Магистр Финансового университета при Правительстве РФ,
Россия, г. Москва.

Научный руководитель: Малиновская Наталья Владимировна,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет»
Финансовый университет

Аннотация: Для того, чтобы принять грамотные управленческие решения необходимо детально проработать информационную систему, основанная на внутренней управленческой отчетности. В статье были рассмотрены подходы к классификации управленческой отчетности, принципы ее построения.

Ключевые слова: управленческий учет, внутренняя управленческая отчетность, пользователи отчетности, принципы построения отчетности, малые предприятия

Каждое предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность ставит перед собой цель получить прибыль. И для достижения поставленной цели необходимо принимать грамотное управленческое решений, определяющие качеством предоставляемой информации.

С каждым годом, все более остро встает проблема совершенствования информации, которая представлена в управленческой отчётности. В первую очередь необходимо повысить детализацию информации о хозяйственной деятельности. Вместе с тем немаловажной задачей является повышение информативности.

Для начала нам необходимо понять, что является управленческим учетом и что понимается под организацией управленческого учета. Один из авторов определяет управленческий учет как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью.

Организация управленческого учета подразумевает систему условий и элементов построения учетного процесса, цель которой является получение достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации. Осуществление контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

Финансовая, статистическая и налоговая отчётности включают в себя информацию, которая интересна внешним пользователям, а внутренняя отчетность формируется только по запросу внутренних пользователей. Основные формы отчетности, к которой относятся бухгалтерская, налоговая и статистическая регулируются ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ, ПБУ. Но в управленческой отчетности определением состава и структуры каждое предприятие занимается самостоятельно. Их выбор зависит от вида деятельности предприятия, от выбранной стратегии развития, от уровня квалификации управленческого персонала.

Целью составления отчетности является удовлетворение потребности в информации для управления внутри фирмы путем отображения данных, которые позволяют наряду с контролем и оценкой уже совершенных фактов, заниматься прогнозированием и планом функционирования организации в целом.

Информация, которая содержится в типовых формах бухгалтерского учета малых предприятий направлена для удовлетворения интересов внешних пользователей, и поэтому управленческий учет приобретает еще большую актуальность в связи с этим.

Проблемы, возникающие при ведении управленческого учета на предприятии:

— во-первых, внутренняя отчетность организаций не регулируется нормативно-правовыми актами, что в свою очередь является фактором, который не подталкивает руководителей к созданию управленческого учета и отчетности. А также большинство руководителей не до конца представляют реальные преимущества, которое дает правильное использование управленческого учета;

— во-вторых, содержание внутренней отчетности, ее состав, сроки предоставления должны определяться самим малым предприятием, но из-за ограниченности финансовых возможностей, на практике все это происходит не часто;

— в-третьих, в основном, малые предприятия имеют маленький штат сотрудников, которые часто выполняют множество смежных обязанностей, которые необходимы для обеспечения функционирования организации или же решения вопросов, касающихся взаимодействия с внешними государственными и иными административными органами. Из-за этого нет возможности распределить обязанности ведения управленческой отчетности.

— в-четвертых, малые предприятия итак ведут двойной учет для целей бухгалтерского учета и налогообложения, соответственно для внутренней отчётности не хватает ресурсов.

Так же малые предприятия не имеют возможность нанять более квалифицированного сотрудника, который бы занимался управленческим учетом. Структура российских предприятий не отвечают требованиям систем управленческого учета. Следовательно, они требуют изменений, которые влекут финансовые, временные и человеческие издержки.

Зачастую персонал не понимает целесообразность внедрения управленческого учета, тем самым создавая барьеры, потому что не заинтересован в выполнении большего объема работ за ту же заработную плату.

Для внедрения управленческого учета организация должна обеспечить выполнение следующих задач:

1. Определение принципов построения внутренней отчетности учитывая собственную специфику производственно-финансовой деятельности, а также выявление у пользователей потребности в информации.

2. отразить алгоритм формирования показателей для составления внутренней отчётности.

3. Разработка форм внутренней отчётности

Перед началом построения управленческой отчетности необходимо исключить дублирование одних и тех же показателей. А также необходимо дать им точную классификацию: Н. Адамова и Г. Адамов. Предлагают следующую классификацию: 1) по форме представления (табличные, графические, текстовые); 2) по видам деятельности (отчеты по производству, отчеты по закупке и заготовлению, отчеты о реализации); 3) по уровню представления (отчеты для высшего руководства, отчеты для менеджеров структурных подразделений, отчеты для менеджеров низшего звена); 4) по объему информации (оперативные отчеты, текущие отчеты, сводные отчеты); 5) по содержанию (комплексные отчеты, отчеты по ключевым позициям, аналитические отчеты). Можно выделить и другие виды отчетов: во-первых, обязательные, которые включены в систему управленческого документооборота предприятия и дополнительные, которые формируются в зависимости от потребности управления; во-вторых, оперативные -это комплекс показателей в определенном разрезе. В-третьих, сравнительный, составляется для сопоставления фактических и плановых, фактических и базовых показателей. На наш взгляд в классификацию управленческой отчетности необходимо включение следующих признаков: 1) по условиям функционирования предприятия (отчеты, сформированные в стабильных условиях, и сформированные в условиях нестабильности); 2) по временному фактору (оперативные, текущие и перспективные).

Как мы уже отметили выше, что информация, которая собрана для управленческого учета и отражена во внутренней отчетности, дает возможность для внутренних пользователей принимать грамотные управленческие решения. Из этого следует, что необходимо классифицировать пользователей по уровню руководства: менеджеров высшего, среднего и низшего звена.

Отчетность, которая адресована высшему руководству, должна представлять из себя информацию, которая показывает достигнутые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, анализ внутренних и внешних факторов, которые оказали влияние на результаты деятельности организации. А также дает прогноз показатеей деятельности организации на следующий период. Данный вид информации руководство использует для формирования стратегических целей предприятия. Для среднего звена нужно сформировать информацию, которая дает характеристику результатов деятельности структурных подразделений, а также информация о контрагентах. Информация в этом отчете может разработать долгосрочные цели организации. Низшее звено, в основном, отвечает за узкие участки работ. Следовательно, им нужна аналитическая и синтетическая информация прогнозных оценок внутренних факторов, использующая при разработке тактических целей организации.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что при правильном построении управленческой отчетности есть возможность проведения более глубокой детализации затрат, что в свою очередь, даст возможность менеджерам различных уровней обеспечивать эффективность работы. Информация, которая содержится в управленческой отчетности является важнейшим элементом в информационной системе оценки бизнеса. Вместе с этим внутренняя отчетность предоставляет информацию, которая необходима для того, чтобы руководство могло установить размер прибыли, направления бизнеса, проекта, канала сбыта и так далее. Используя за основу данные проведенного анализа могут помочь к приведению доходов и расходов к желаемым показателям.

Список литературы

  1. Адамов Н., Адамова Г. Внутренняя управленческая отчетность: принципы, виды и методы составления // Финансовая газ. Регион. вып. 2012. № 30.
  2. Бреславцева Н. А., Сверчкова О. Ф. Управленческая отчетность: классификация, идентификация и императивы // Управленческий учет. 2013. № 1. С. 6.
  3. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации // Все для бухгалтера. 2014. № 5. С. 12-15.
  4. Беспалов М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2-9.
  5. Палий В. Ф. Организация управленческого учета. М., 20012.
  6. Управленческий учет / под ред. А. Д. Шеремета. М., 2013.