Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы формирования информационно-психологической безопасности в условиях глобализации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мухтаров Отабек Шухратжанович, Умаров Азизбек Ғайратжон ўғли
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2180
Показать PDF версию Проблемы формирования информационно-психологической безопасности в условиях глобализации

Мухтаров Отабек Шухратжанович
Ассистент кафедры Психология

Умаров Азизбек Ғайратжон ўғли
студент 2-курса направлении Психология
Андижанский Государственный университет

Каким бы ни было значение эрудированного, здорового, духовно зрелого молодого поколения в развитии общества, не менее важным в воспитании духовно, морально, физически здоровой и достойной молодёжи является роль защиты её от угроз «массовой культуры».

Ключевые слова: глобальный процесс, «массовая культура», анализ, подросток, мышление, подготовка подростков к самостоятельной жизни.

In the civilization society the place of erudite, healthy, spiritualliy mature young generation should not only be at a significant level, but also to feel the importance of the protection from threats. “Public colture as far as possible”.

Key words: global process, “рublic colture as far as possible”, analysis, teenager, mind, preparing adolescents for independent living.

Отрицательным явлением начала ХХI века является тот факт, что определённые силы, ставящие перед собой цель препятствовать самостоятельному и передовому развитию и строительству нового общества, пользуясь незрелостью сознания в первую очередь молодых людей с несформировавшимся идеологическим иммунитетом, успешно превращают их в своё оружие на пути осуществления гнусных планов, разрушая их духовность и внушая идеи, противоречащие национальным ценностям.

По исследованиям психологов, лишь 15-25 % населения воспринимают информацию с критической точки зрения, остальные 75-85 % людей принимают информацию непосредственно и поддаются её влиянию.

Данное явление было изучено ещё мыслителем Востока Абу-Мансуром ас-Солиби, который писал в своей книге «Достойные люди нашего времени»: «Слушать свойственновсем, а постигать могут немногие».

 Один из авторов теории «свободного обмена информацией» основатель ЦРУ А.Ф.Даллес писал: «Если бы мне дали возможность выбрать лишь один принцип внутренней политики, я бы выбрал принцип свободного потока информации» [2.85-86].

Как известно, каждый человек осуществляет свою деятельность в рамках собственной точки зрения, своих взглядов, духовно-нравственных и этических возможностей. Он живёт в своём мире и воспринимает мир внешний в рамках своего уровня знаний. Каждый индивид как самостоятельная личность воспринимает соответствующую информацию исходя из естественно-биологических и духовных потребностей. Он наблюдает эту информацию, рассуждает и на основе собственного анализа приходит к личным выводам. В результате формируется его собственная точка зрения.

Итак, любая информация своим содержанием, значением, уровнем влияния, полезностью либо ущербностью для общества, призывом к добру либо злу в той или иной степени влияет на пропорциональность отношений «личность – общество – государство». С данной точки зрения в деле защиты и развития национальных интересов ещё больше возрастает роль обеспечения информационно-психологической безопасности.

Обратим внимание на мнение глобалистов, считающих положительным процесс глобализации, являющийся результатом взаимовлияния и взаимосвязи экономики, культуры и духовных факторов разных стран: «Хотя народы Востока географически проживают на Востоке, но духовно они хотят жизни западной, потому что подражают Западу». Любой здравомыслящий человек поймёт, что в основе подобных взглядов лежат разрушительные идеи.

Под влиянием разрушительных идей в различных социальных группах появляются проблемы, связанные с изменением понятий о межличностных отношениях, вопросах национальной этнопсихологии и классовой психологии, роли национальной культуры, обычаев, традиций, обрядов, убеждений в формировании личности, взаимном восприятии членов общества.

Данное положение выражает состояние человеческой деятельности, образа мышления, этических принципов, отношения к миру и в целом определяет жизнь и судьбу человечества в новом столетии.

В условиях современных сложных социальных процессов особо возрастает роль массовых социальных психологических законов и управления ими. Социальные представления, формируя систему межличностных отношений, становятся важным психологическим механизмом, руководящим поведением личности в различных социальных ситуациях.

Для того, чтобы представить судьбу человечества, необходимо глубоко изучить значение массовой культуры, факторов её развития и влияния на человека и человечество. Таковыми факторами являются:

Во-первых, ориентация деятельности человека в своих целях, объединения людей вокруг общих интересов, формирование чувства причастности к обществу и общественным делам, ответственности за жизнь человечества, его судьбу.

Во-вторых, обеспечение соответствия между политическими субъектами, преследующими цель превалирования собственных интересов; переход от военного бескультурья к культуре мира, создание атмосферы сближения в отношениях между государствами и регионами, формирование среды для появления созидающих идей при решении мировых проблем.

В-третьих, обеспечение в целях всеобщего прогресса приоритета позитивного подхода к использованию широких возможностей  науки и техники в период их небывалого развития. В противном случае гражданин, настроенный против общественной этики и гуманности, может использовать мощные технологии в целях, противоречащих развитию общества. Это может проявиться, прежде всего, в международном терроризме, наркобизнесе, религиозном экстремизме и других глобальных проблемах, а также в нагнетании напряжённости в межгосударственных экономических отношениях, выводе из строя банковской и финансово-кредитной системы.

В-четвёртых, внедрение не имеющих аналогов информационных технологий, их мощи в полноценную человеческую жизнь, организация рационального использования в экономических, социальных, культурных, духовных и политических отраслях самого современного и продуктивного механизма управления, направленного на улучшение судьбы человека.

Явления «массовой культуры», являясь отражением вышеназванного, становятся чрезвычайно серьёзной проблемой в деле регулярного психологического контроля общества в процессе глобализации.

В данном аспекте наш Президент призывает всех быть бдительными: «Людей не перестаёт тревожить опасность распространения скрывающихся под маской «массовой культуры» идей нравственного упадка и насилия, индивидуализма, эгоцентризма, что имеет своей целью увеличение богатства и подрыв тысячелетних обычаев и традиций, нравственных основ образа жизни других народов»[4.3].

«Массовая культура» опасна прежде всего тем, что она ослабляет национальную этику, выводит из строя идеологическую систему общества. Есть огромная значимость в словах нашего Президента, который сказал, давая интервью журналу «Тафаккур» в 1998 году: «Иногда посредством безобидной музыки, простого мультфильма или рекламного ролика выражаются определённые идеологические цели и стремления». Существует опасность изменения психики человека путём влияния на его подсознание с помощью информационно-психологического оружия: средств массовой информации, компьютерных игр, системы Интернета.

Основными источниками распространения разрушительных идей являются Интернет, компьютерные средства, диски, литература, различные издания, реклама, средства мобильной связи, мода, художественные и документальные фильмы, сериалы, музыка и песни.

Для того, чтобы оградить нашу священную и высокую духовность, культуру, наши ценности и традиции от различных идеологических атак, следует принять необходимые меры, в том числе разработать определённые проекты. В связи с этим можно вспомнить мнение российского исследователя А.Дистерваглера:  «Сложный период жизни человека, более всего формирующий его индивидуальность – это время его отрочества» [5.42-43].

Ввиду чего мы разработали проект «Подготовка в махалле подростков к самостоятельной жизни».

         Основными целями и задачами нашего проекта являются:

  • обход домов махаллей, получение сведений о том, какими занятиями занимаются подростки, и привлечение их в проектный центр;

  • регистрация подростков-членов центра;

  • проведение среди подростков махалли психологических и правоведческих дебатов и других учебных мероприятий;

  • развитие в сознании подростков навыков психологического синтеза и анализа любой информации;

  • привитие подросткам махалли умения глубокого и всестороннего анализа получаемой информации, понимания темы информации, её идеи и стоящих за ней целей, и умения делать правильные выводы;

  • проведение «круглых столов» с аксакалами махаллей (в дружественной обстановке);

  • привлечение в центр в качестве лекторов  известных личностей, имеющих авторитет в обществе;

  • экскурсии по местам, служащим святыней для подростков;

  • организация конференций с объединениями, отражающими цели и потребности молодёжи;

  • ориентация каждого подростка,согласно с его способностями, в определённой отрасли, полезной для его будущего и прогресса Родины;

  • достижение среди подростков подхода к крупным реформам, происходящим в обществе, не как зрителей, а как причастных лиц.

Сегодня в развитии у каждого человека, а у молодёжи в особенности, собственного мнения, устойчивых взглядов, мировоззрения, основанного на общечеловеческих и национальных ценностях, твёрдой воли,  отпора давлению разрушительных идей, их открытого либо скрытого влиянию, неоценима роль социальной среды махалли – места, где все мы формируемся как личность. Достойные, почётные представители махалли осуществляют системный психологический контроль воспитания и поведения молодёжи в социальной среде. Каждый народ, нация либо каждое лицо, сталкиваясь с процессом глобализации, должны уметь реагировать на политическую, идеологическую и духовную агрессию, защищаться от неё и отвечать своими глубокими мыслями, здоровой политической психологией. И наш проект «Подготовка в махалле подростков к самостоятельной жизни» вносит свой достойный вклад в дело воспитания молодёжи, борющейся с разрушительными идеями и чувствующей свою ответственность перед Родиной.

Литература:

  1. Каримов И. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. - Т., Узбекистан, 2001

  2. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни в Соединённых Штатах сегодня.- М., 1992.

  3. Пугачёв В. Технологии скрытого управления в политической стратегии//Вест.Моск.ун-та, 12, Политические науки, № 17, 2005

  4. Дистерваглер А. Возрастная психология. Пособие для жизни.- М., 1993

  5. Гозиев Э. Психология мышления.- Т., Укитувчи, 1990

  6. Турсунов Н. Человек – великое чудо. – Т., 2004