Евразийский
научный
журнал

Проблема коррупции в федеральной службе исполнения наказаний

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Колвач Владимир Владимирович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 2732
Показать PDF версию Проблема коррупции в федеральной службе исполнения наказаний

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, коррупция, государственный служащий, коррупционное поведение.

Аннотация: Материал посвящен рассмотрению основных аспектов проникновения коррупции в ключевые направления деятельности структурных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Об уровне коррупционной зараженности в органах государственного управления, в особенности правоохранительной направленности, говорится очень много. Эта тема настолько популярна и злободневна, что практически ни одно официальное выступление, дискуссия в средствах массовой информации либо научное мероприятие серьезного уровня не обходится без приведения статистики в этой сфере, рассуждений о детерминантах коррупционно опасного поведения государственных служащих с акцентом на систему превентивных мер.

Однако нередко официальные доклады руководителей и представителей различных правоохранительных ведомств не содержат объективной картины имеющихся проблем в сфере коррупционного воздействия. Причины кроются в традиционно высокой доле латентности данных правонарушений, а также в манипуляциях со статистической отчетностью со стороны субъектов противодействия коррупции в конкретном ведомстве, имеющих целью поддержание статуса организации на должном уровне перед сложившимся общественным мнением и институтами гражданского общества.

Специалисты подчеркивают, что по-прежнему уровень коррупции остается крайне высоким и опасным для страны. Так, показатели коррупции по региональным властям и местному самоуправлению достаточно высоки. Кроме того, есть сферы, где ситуация ухудшилась: сфера исполнения наказания, судебная система, сфера использования «черных адвокатов», сложная ситуация остается в органах внутренних дел.

При всем несовершенстве закона о декларировании доходов чиновниками и в целом антикоррупционного законодательства начатая антикоррупционная кампания принесла первые результаты: мы видим множество уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом в отношении чиновников разного уровня – от местных до федеральных, а также последовавшие за этим кадровые изменения, в том числе в правоохранительных органах.

Очевидно, что коррупцию того масштаба, которого она достигла к настоящему времени, победить будет непросто, потребуется принятие законодательных изменений и усиление работы правоохранительных органов при одновременном контроле со стороны гражданского общества.

Важно подчеркнуть, что, как показала практика, одного лишь участия гражданского общества оказалось недостаточно, требуется одновременное усиление работы правоохранительной системы.

Применительно к разрешению выявленных противоречий в приведенных статистических данных в контексте противодействия коррупции в Федеральной службе исполнения наказаний и сведения к минимуму негативного воздействия коррупционных рисков на нормальное выполнение возложенных задач можно заключить, что ФСИН России, как и любой другой орган государственного управления, изначально подвержен коррупционной зараженности, ибо там, где имеют место отношения власти-подчинения, серьезные объемы финансово-хозяйственной деятельности, извлечение прибыли и, что самое очевидное, вопросы надлежащего исполнения судебных решений, которые по своей природе имеют оборотную сторону (возможность получения преференций, поблажек и иных привилегий), вопрос о коррупции всегда будет актуальным.

Однако, для того чтобы эффективно противодействовать ее распространению, важно знать наиболее уязвимые места, создающие благодатную почву для ее развития. По нашему мнению, в качестве предложения представляется, что данные уязвимые места формируются посредством реализации определенных нормативно-закрепленных функций, имеющих в своем содержательном подтексте коррупционную опасность.

Анализ всего массива направлений деятельности ФСИН России показал, что в систематизированном виде перечень этих коррупционно опасных функций для удобства восприятия можно представить в виде трех блоков.

1. Особенности реализации уголовно-исполнительных, уголовно-правовых и административно-правовых отношений, имеющих коррупционно-опасный аспект (проявления коррупциогенности при реализации положений ст. 73 УИК РФ, контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а равно контроля за проведением оперативно розыскных мероприятий, за нахождением лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и ограничений, а также возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушений применительно к УИС).

2. Особенности реализации гражданско-правовых функций, имеющих коррупционно опасный характер (реализация в УИС положений Федерального закона № 283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выплат денежных компенсаций, иных социальных выплат, жилищных и иных имущественных правоотношений).

3. Особенности реализации финансово-хозяйственных операций, имеющих коррупционно опасный аспект (коррупционно опасные риски при осуществлении в соответствии с законодательством РФ закупок товаров, работ, услуг и заключение государственных контрактов, а также иных государственно-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд УИС, особенности обслуживания денежных и (или) товарных ценностей, хранение и распределение материально-технических ресурсов и иные смежные вопросы).

Представляется необходимым приведенный перечень закрепить нормативно на ведомственном уровне с целью идентификации коррупционно опасных направлений ФСИН России и соответствующего адекватного реагирования посредством расстановки акцентов в рамках предупредительной антикоррупционной работы.

Список использованных источников

  1. Панарин Д. А. Основные направления, формы и методы укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди личного состава образовательных организаций ФСИН России (опыт Академии ФСИН России) / Д. А. Панарин // Человек: преступление и наказание. 2014. – № 4. – С. 177–181.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2015 год. URL : http://Consultant.ru› Документы›cons_doc_LAW_17177.
  3. Смирнова И. Н. Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы / И. Н. Смирнова, А. В. Щербаков // Уголовно-исполнительное право. 2014. – № 1. – С. 14–17.