Евразийский
научный
журнал

Пробелы законодательства по вопросам миграции при заключении гражданского брака иностранных граждан с гражданами РФ (с целью получения РВП и ВНЖ а самое главное гражданства)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Оганесян Мария Анатольевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1025
Показать PDF версию Пробелы законодательства по вопросам миграции при заключении гражданского брака иностранных граждан с гражданами РФ (с целью получения РВП и ВНЖ а самое главное гражданства)

Оганесян Мария Анатольевна

Брак с гражданином Российской Федерации — это основание, по которому иностранный гражданин имеет право получить гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Следует отметить, что важнейшим событием в сфере государственного регламентирования вопросов гражданства и миграционных процессов в Российской Федерации стал специально изданный Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 [2], который содержит информацию об упразднении Федеральной миграционной службы и, как следствие, передаче функций указанного органа Главному управлению по вопросам миграции МВД Российской Федерации (далее по тексту Главное управление). В силу п. 2.1. Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД Российской Федерации, утвержденного специальным Приказом МВД Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № 192 [3], на Главное управление возложена функция обеспечения производства по делам о гражданстве РФ, соответствующей подготовки и выдачи основных документов, удостоверяющих личность граждан РФ.

Гражданство и вопросы, связанные с ним, традиционно относят к числу главных в механизме государственного управления, так как затрагивают безопасность и будущее развитие государства. Однако, следует учесть, что в настоящее время Главное управление при решении вопросов гражданства сталкивается с множеством проблем, связанных, в том числе с несовершенством законодательной базы в рассматриваемой сфере.

Распространенная проблема в сфере миграции и последующего получения гражданства Российской Федерации — проблема фиктивного вступления в брак с гражданкой (или гражданином) Российской Федерации, что дает право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Получение таким образом российского гражданства естественно имеет ряд преимуществ.

Получить гражданство РФ по браку сразу после свадьбы и регистрации отношений не получится. То есть гражданство при заключении брака с гражданином Российской Федерации сразу автоматически не оформляется. Подача документов на гражданство Российской Федерации по браку возможна только после 3 лет брака с гражданином Российской Федерации.

Для иностранных граждан гражданство Российской Федерации по браку в упрощенном порядке подразумевает, что время рассмотрения документов сокращается до 6 месяцев. То есть после подачи документов на гражданство Российской Федерации по браку, ответ может быть получен через 6 месяцев и меньше.

В совокупности с 3 годами брака, получение российского гражданства по браку занимает 3,5 года, что все-таки значительно меньше пяти лет при подаче на гражданство в общем порядке.

Сегодня проблема фиктивных браков ради получения вида на жительство и гражданства актуальна для многих российских регионов. С учетом инвестиционной привлекательности указанные факты имеют место в различных регионах Российской Федерации.

В ходе проведения проверок соблюдения миграционного законодательства прокуроры выявили многочисленные факты заключения фиктивных браков.

Согласно ч. 1 ст. 27 Семейного кодекса Российской Федерации [1] брак признается недействительным в случае заключения фиктивного брака, т. е. если супруги (или один из них) зарегистрировали брак без намерения создать семью. Между тем признать брачный союз недействительным может только суд. Прокуроры истребовали информацию из органов загса о гражданах Российской Федерации, проживающих на территории районов, заключивших брак с иностранными гражданами, брали объяснения у граждан Российской Федерации о целях вступления в брак. В ходе проверок выяснилось, что липовые браки заключают сильно пьющие наши соотечественницы, а некоторые из них заключение таких браков поставили на поток.

Большое количество фиктивных браков, которые заключаются с целью упрощенного получения российского гражданства, подтверждается органами ЗАГСа. Сегодня часто в различных социальных сетях можно встретить объявления о заключении фиктивных браков, стоимости и сроках предоставления указанных услуг, а также подробное описание способов заключения таких браков для мигрантов.

За 2015 — 2017 гг. по искам прокуроров аннулировано 16 фиктивных браков [4].

После регистрации брака мигрант в соответствии с требованиями российского законодательства получил разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации и регистрацию на территории региона, где заключен брак.

Конечно факт заключения фиктивного брака доказать достаточно сложно, это может быть выявлено через продолжительное время. Учитывая, что брак был заключен без намерения создать семью, прокурор в соответствии со ст. 28 Семейного кодекса Российской Федерации может обратиться с исковым заявлением в суд о признании брака недействительным. Если решением суда, требования прокурора будут удовлетворены, брак будет признан недействительным. Следовательно, разрешение на временное проживание, выданное иностранному гражданину, будет аннулировано.

Между тем отдельные покупатели фиктивных брачных уз уже успеют получить и российское гражданство. В связи с чем прокуроры активно работают по оспариванию таких паспортов.

Вал фиктивных браков вскрыл пробелы миграционного законодательства. При этом в связи с урегулированием вопросов признания фиктивности браков в гражданско-правовом порядке наиболее целесообразным представляется не введение уголовной или административной ответственности за «липовое» супружество, а установление законодательных ограничений в сфере миграционной политики для предприимчивых супругов.

В данной ситуации рационально предложить законодательно утвердить и увеличить срок заключения брака с трех лет хотя бы до пяти лет. А в случае отсутствия детей у супругов указанный срок пребывания может быть и гораздо больше. Если же у супругов имеется ребенок, то срок пребывания в браке может составлять три года. Отсутствие детей является одним из признаков фиктивности вступления лиц в брак.

Ранее в Государственную думу был внесен законопроект, предусматривающий меры по борьбе с фиктивными браками. Авторы законопроекта предлагали осуществлять выдачу разрешения на работу иностранным гражданам не ранее чем через год после заключения брака. При этом если иностранец получает вид на жительство после свадьбы, этот документ предлагается аннулировать, если брак расторгнут в течение года.

Правительство одобрило законопроект, который значительно сократит количество фиктивных браков, заключенных ради упрощенного получения российского гражданства. Когда документ будет принят Государственной думой, иностранцам запретят жить за пределами того региона, в котором зарегистрирован его супруг. Однако это коснется только тех иностранцев, чьи дети или родители являются гражданами России

Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 (ред. от 15.05.2018) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15. Ст.2071.
  3. Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Документ официально не опубликован. Доступен в СПС Консультант Плюс (дата обращения 23.06.2018)
  4. Статистика и аналитика МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения 23.06.2018)